aif.ru counter
27.09.2007 10:46
32

Оружейный передел

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 0. АиФ в Украине 29/09/2007

 

Каждый охотник желает знать

О том, сколько денег зарабатывает весь оборонно-промышленный комплекс Украины, открытых данных нет. Конкретные цифры внешнеэкономических контрактов - коммерческая, а во многих случаях и государственная тайна. По оценкам экспертов Национального института стратегических исследований, ежегодный экспорт ОПК составляет около 1 млрд. долл. Эта сумма формируется из четырех главных источников: трех внешних и одного внутреннего.

Основной поток, составлявший в разные годы от 500 до 700 млн. долл. (в зависимости от конъюнктуры рынка и количества заключенных контрактов), проходит через Государственную компанию экспорта и импорта продукции и услуг воинского и специального назначения «Укрспецекспорт». Эта компания является специальным посредником, призванным управлять и координировать экспорт военной продукции и продукции двойного назначения, которая производится предприятиями Минпромполитики, Минобороны и Национального космического агентства (НКАУ). Значительную часть экспорта ранее составляли избыточные вооружения и воинская техника из арсеналов Министерства обороны. В 2006 году компания заработала $700 млн. В структуре экспорта в минувшем году поставки в страны СНГ составили 44%, в страны Азии - 29%, в страны Африки - 19%, в страны Европы - 5% и в страны Америки - 3%.

Второй централизованный поток проходит через НКАУ и оценивается в 100 млн. долл. Основная статья экспорта - поставка ракет-носителей Южмаша для реализации международной программы «Морской старт». Третьим звеном экспортного потенциала являются отдельные предприятия. Например, «Авиалинии Антонова», входящие в состав государственного предприятия «Авиационный научно-технический комплекс имени О.К. Антонова» (АНТК им. Антонова). За счет предоставления услуг по авиаперевозкам больших грузов в интересах иностранных заказчиков, в основном европейских и американских, предприятие получает около 100 млн. долл. в год. Кроме того, напрямую с внешними рынками работают отдельные прибыльные предприятия, которые имеют право на экспорт своей продукции. Это ОАО «Мотор-Сiч», государственное предприятие «НПК газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект», государственная акционерная холдинговая компания «Артем», харьковский «Завод им. Малышева». Объем поставок их продукции составляет более 200 млн. долл. в год.

Самым слабым звеном поддержки ОПК является национальный оборонный заказ на закупку и модернизацию ОВТ, а также утилизацию боеприпасов и ракет. Только за последние два-три года он приблизился к сумме, равной 200 млн. долл. По мере модернизации вооруженных сил заказ может вырасти и до 500 млн. долл., однако половина средств все равно будет уходить иностранным компаниям - ведь Украина не имеет своей промышленной базы для удовлетворения потребностей.

Получается, что в обозримой перспективе внутренний спрос не сможет обеспечить ОПК работой. Оружейный бизнес останется зависимым от внешних рынков и, соответственно, от внешнеполитической конъюнктуры. В результате - тот, кто контролирует и управляет экспортной активностью ОПК, сможет воспользоваться в своих интересах мощными финансовыми потоками и получать политические бонусы от государств, нуждающихся в той или иной военной продукции.

В борьбе за это

Благодаря второму президенту Украины Л. Кучме, торговля оружием превратилась в один из самых закрытых бизнесов в стране. Хотя практически все производство является государственной собственностью, о том, куда идет прибыль от экспорта, ничего не известно. Поскольку система внутреннего управления спецэкспортерами, в частности «Укрспецэкспортом», остается административной, решения о распределении прибыли также принимаются в «ручном режиме». Спецэкспортеры получали значительные прибыли из торговых операций, не обременяя себя производственно-хозяйственными проблемами ОПК. Центральная власть через контроль финансовых потоков предприятий получала долю заработанных средств, не беспокоясь об их загрузке и не проявляя заинтересованности в их эффективности.

Именно за право нажимать «кнопки» на пульте управления структурами, аккумулирующими сотни миллионов долларов, и развернулась борьба между Президентом и премьер-министром. Причем, для самих Ющенко и Януковича проблема не столько в деньгах, сколько в принципах. Премьер, как главный «завхоз» страны, хочет иметь ключи от всех «закромов родины» и не может смотреть спокойно на то, как мимо него проплывает «жирный кусок» в виде торговли оружием. А Президент как Главнокомандующий просто не представляет полноценной защиты национальной без-опасности без личного контроля над производителями вооружений. И, конечно, окружения обоих политиков рассматривают торговлю оружием как шанс заработать на «черный день» после отставки патрона.

Как водится в Украине, функционирование ОПК и управление его финансовыми потоками регулируется двумя хозяевами - президентом и Кабмином. Четкие границы компетенции отсутствуют. Это позволило Кабмину в сентябре 2006 начать принимать постановления, заменяющие предыдущие акты правительств и президента. Именно так президент и СНБОУ лишились кадрового и оперативного контроля над «Укрспецэкспортом», НКАУ и «Авиалиниями Антонова», а затем и права надзора над финансовыми потоками компаний. Впрочем, действие большинства постановлений Кабмина было приостановлено президентом, а принятие принципиальных вопросов о реформировании ОПК отложено до лучших времен, то есть до формирования нового правительства. В частности, неизвестно, как президент, СНБОУ или правительство собираются решать вопрос о зависимости экспорта от рынка России. От политической воли зависит - будут ли россияне допущены к приватизации и таким образом привязаны к Украине, или Украина планирует самостоятельно вкладывать деньги в модернизацию производств и переориентацию на рынки третьих стран.

Петр РИВНЫЙ, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых