49

Конституции всех стран - объединяйтесь!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Украине 22/08/2007

Одна хорошо, а две - лучше?

Сколько палат может быть в парламенте? Опыт стран СНГ и Балтии говорит о том, что однопалатный парламент пока более популярен. Две палаты имеют только парламенты России, Беларуси и всех стран Средней Азии. Причем везде, кроме Кыргызстана, верхняя палата меньше нижней. И часть депутатов верхней палаты назначается президентом.

Хитро поступили грузины. Сейчас там действует однопалатный парламент, но в конституции записано, что в стране обязательно появится двухпалатный парламент (с учетом интересов автономий - Аджарии и Абхазии) ...«когда это станет возможным».

Две трети стран бывшего Союза избирают свои парламенты на 4 года. Треть (республики Средней Азии, Азербайджан и Украина) - на 5 лет. Самый большой парламент - в России (в двух палатах - 628 человек). Самый маленький - в Туркменистане (50 человек). Правда, на родине Туркменбаши кроме официального парламента (Меджлиса) действует еще Народный Совет (Халк Маслахаты, 2,5 тыс. человек: президент, правительство, депутаты разных уровней), который раз в год определяет основные направления развития страны.

А вот требования к кандидату на пост президента страны практически везде идентичны: не моложе 35 лет (в Туркменистане и странах Балтии - 40 лет), владение государственным языком и 10 или 15 лет проживания в стране. В некоторых государствах установлен также верхний возрастной ценз: например, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане кандидатом в президенты не может стать человек старше 65 лет. Чаще всего, президенты служат по 5 лет и не больше двух сроков подряд. Исключение составляют Казахстан (7 лет и без ограничения повторных избраний), Узбекистан (7 лет), Россия, Латвия и Молдова (по 4 года). Кстати, в Молдове, Эстонии и Латвии президента избирает не народ, а парламент.

Прикоснуться к депутату

Имеют ли депутаты право на статус неприкасаемых? Во многих странах СНГ (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Грузия) действует ограниченная депутатская неприкосновенность. В частности, депутат может быть арестован, если его задержали на месте преступления. Кстати, подобное ограничение неприкосновенности предлагал в своем проекте Конституции Украины бывший представитель президента в Конституционном суде, а ныне - глава ЦИК Владимир Шаповал.

В Российской Федерации народного депутата могут обыскать, если это связано с обеспечением безопасности других людей.

Более жестко во многих странах СНГ подходят и к вопросам прогулов народных депутатов. По Конституции Армении депутат лишается мандата, если он прогулял более половины заседаний в течение сессии. А в Грузии, к примеру, мандат можно потерять, если четыре месяца подряд не являться на заседания парламента без уважительной причины. Возможно, эту норму стоило бы внедрить и в Украине - ведь депутатов-прогульщиков в Раде хватает с лихвой.

Треугольник власти

Из всех стран бывшего Союза Украина является единственной страной с «рваным» процессом формирования правительства (когда кандидатуры одной части министров подает премьер, а другой - президент).

Самая популярная в СНГ модель формирования правительства - «президент предлагает, парламент утверждает». Далее модели расходятся в возможностях увольнения премьера и министров (к примеру, в России и Грузии президент увольняет их собственноручно). Только в Армении и Туркменистане президент сам назначает и увольняет премьера и всех членов правительства.

Возможность выражения парламентом недоверия всему составу правительства прописана в Конституциях многих стран бывшего Союза, но есть случаи, когда при выражении недоверия президент не обязан, но имеет право отправить в отставку парламент. А в Литве, если сейм выражает недоверие правительству, президент может выбрать, кого распустить - парламент или кабинет министров.

Есть отличия и в полномочиях парламентов стран СНГ. К примеру, в Таджикистане местный парламент (Маджлиси Оли) имеет право не только принимать законы, но и толковать их (в Украине этим имеет право заниматься исключительно Конституционный суд).

В некоторых странах Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан) парламенты имеют право передавать полномочия по изданию законов президенту - но не дольше, чем на один год.

В отличие от Украины и большей части стран мира, в Армении законы принимаются большинством не от общего количества депутатов, а от количества присутствующих в зале.

В отличие от Украины, в некоторых странах бывшие президенты не уходят на пенсию, а трудоустраиваются государством. Например, в Беларуси и Таджикистане экс-президент автоматически попадает в сенат (верхнюю палату парламента), а в Казахстане - в Конституционный совет.

На закон руку поднял...

Впрочем, важно не только то, что прописано в Конституции, но и процедура внесения в нее изменений. В Армении, Казахстане, Таджикистане и Азербайджане изменения в Конституции принимаются исключительно путем референдума. Впрочем, в Азербайджане могут приниматься также дополнения в Конституцию страны (необходимы три четверти голосов депутатов, два голосования с перерывом в полгода и подпись президента). В Беларуси для изменения текста Основного Закона необходимо три четверти состава каждой из палат, а инициатива конституционных изменений принадлежит президенту или 150 тыс. граждан. В России для изменений в ключевые главы Конституции созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность старой Конституции, либо создает и выносит на референдум проект новой.

Сергей КИСЕЛЕВ, эксперт Школы политической аналитики при НаУКМА Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых