aif.ru counter
15.08.2007 18:17
33

День Крещения порохом пропах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Общество 15/08/2007

Если верить преданиям, в 988 году,  1 августа по старому стилю или 14-го - по новому, князь Владимир крестил Киевскую Русь. Думал ли он, что восемь столетий спустя киевляне будут отмечать эту дату не только Крестным ходом, но и салютом, и даже военным парадом?

Первые сведения о том, как киевляне праздновали Крещение, касаются того самого дня, когда князь Владимир крестил их в реке Почайне, а своих детей - в Крещатикском ручье. По преданию, он устроил для киевлян огромный пир, на который пригласил всех без исключения, независимо от сословия и благосостояния. Праздничные угощения раздавались прямо с телег, которые целый день курсировали по городу.

Впоследствии этот день отмечался праздничным богослужением, иногда сопровождаемым Крестным ходом. Впрочем, более подробные сведения на этот счет относятся только к первой половине ХIX в., когда день Крещения Руси уже считался общегородским праздником. С 1804 по 1834 гг. торжества проходили на двух уровнях - церковном и светском. Хотя городской магистрат использовал эту дату, скорее, для того чтобы еще раз подчеркнуть наличие у Киева Магдебургского права. В этот день обязательно совершался крестный ход к Крещатикскому источнику, представлявшему собой единый комплекс с колонной Магдебургского права. Его также называли Святым местом, Святой криницей или нижним памятником князю Владимиру.

В Крестном ходе помимо священнослужителей принимало участие городское войско под магистратским знаменем - золотой хоругвью. Пока совершалась праздничная литургия в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Подоле, вокруг храма выстраивалась городская гвардия и конница в праздничных мундирах. А дальше по улице Флоровской - пехота. Она состояла из 15 цехов, каждый из которых имел свою хоругвь, - огромное знамя с изображением святого покровителя. По окончании церковной службы, «ес-ли погода благоприятствовала», духовенство с крестами и хоругвями шло к фонтану Самсона, «что в центре Киевоподола», чтобы освятить в нем воду. Когда начинали петь «многая лета», в воздух запускали ракету. Это был сигнал к тому, что пора всем включаться в массовое празднование.

Тогда начинали звонить все колокола, греметь музыка, а вокруг Гостиного двора маршировали войска. Когда подходило время праздничного салюта - стреляли из пистолетов, а после - и из пушек. Любопытно, что каждый участник парада в этот день имел право стрелять в воздух сколько ему угодно. При этом никаких инцидентов, связанных с применением оружия, не происходило. По окончании парада киевляне отправлялись праздновать дальше: высокопоставленные городские мужи и высшее духовенство - в Верхнюю залу Контрактового дома, а рядовые участники церемонии - в управы своих ремесленных цехов. Кроме того, к этому моменту на одной из живописных возвышенностей Киева, которую богомольцы прозвали Палестиной, устанавливались палатки для последующего банкета среди горожан. Этот шумный массовый праздник можно по праву назвать прообразом Дня Киева.

После 1834 г., когда Киев утратил Магдебургское право, парады и массовые гулянья прекратились, а День Крещения Руси, совпадающий с другим православным праздником, - Первым Спасом, отмечался уже только праздничной церковной службой.

КСТАТИ

Существует расхожее мнение о том, что князь Владимир крестил киевлян чуть ли не насильно, как говорится, «огнем и мечом». Однако, как считает игумен Свято-Троицкого Ионинского монастыря отец Иоасаф, это заблуждение. На самом деле в Х в. на Руси существовал патриархальный уклад, а значит, князь среди народа пользовался авторитетом отца. Благодаря этому крещение в Киеве, в отличие от  других русских городов - Новгорода, Мурома, Ростова, прошло достаточно безболезненно и по-домашнему. В летописи  сохранились красноречивые слова князя Владимира: «Кто не крестится - тот не друг мне».

Не просто обряд. При крещении у человека появляется ангел-хранитель.

Как ни странно, но священники утверждают, что многие киевляне крестятся не ради укрепления в вере, а просто потому, что так принято. В  чем же истинный смысл  обряда?

Владыка Павел, Киево-Печерская лавра:

- Хоть я и архиерей, мне все равно часто приходится крестить людей - как новорожденных, так и взрослых. Так вот, по моим наблюдениям, многие из тех, кто крестит детей или приходит креститься сам, делают это по принципу: «Все так делают, значит и нам нужно». И часто после обряда, к сожалению,  забывают о самом главном - о последующем участии крещенного в  церковной жизни и ее таинствах.

Отец Иоасаф, Свято-Троицкий Ионинский  монастырь:

- Для людей далеких от церкви крещение - это просто традиция или даже суеверие. И все же случается, что даже у мало понимающего человека при крещении  в душе что-то откликается. Кроме того, большинство наших предков  - крещеные  люди. В нас сильна генетическая память - мы можем не понимать сути явления, но все равно относиться к нему с трепетом. Для желающих креститься в нашем монастыре, мы проводим специальные беседы: человек должен понимать  значение  таинства и осознавать  всю ответственность за свою жизнь или за жизнь крестника, если он готовится стать крестным родителем.

Крещение - это дверь в церковь, возможность участвовать в других церковных таинствах - исповеди и причастии. Согласно православному учению,  мы все больны грехом. Чем раньше человека покрестят, тем раньше он начнет лечение. Кроме того, при крещении у человека появляется ангел, который о нем заботится всю жизнь. 

Отец Константин, Вознесенский храм:

- Сейчас крещение - это норма жизни. Хотя для людей далеких от церкви это не таинство, а просто радостное событие в семье. Но нужно помнить, что главное значение крещения - это рождение нового одухотворенного человека. Крещение можно сравнить с закваской для теста, которая должна действовать на протяжении всей духовной жизни, преображая человека.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых