aif.ru counter
16.08.2007 13:02
13

На чем не страшно летать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Украине 15/08/2007

Август на постсоветском пространстве традиционно насыщен драмами и трагедиями - путч, дефолт, теракты, авиакатастрофы. Последние особенно беспокоят сотни тысяч граждан, готовых от-правиться в отпуск. Можно ли избежать авиапроисшествия? Как говорится, от судьбы не уйдешь, но если располагать полной информацией, наверное, можно выбрать более безопасный полет.

Человек без фактора

- КАК правило, каждое авиационное происшествие происходит из-за совокупности опасных сбоев каждого из трех компонентов системы - человека, техники, среды, - говорит специалист в области авиабезопасности Иван ЯНЧАК. - Задача грамотного расследования - вытянуть на свет всю цепочку факторов, а не ограничиться констатацией одного только человеческого. По данным независимых расследований, в гражданской авиации причина аварий чаще всего (50-60% случаев) кроется в неблагоприятных факторах среды. На втором месте (30-40%) идут отказы техники. А вот неправильные или неоптимальные действия экипажа повинны всего в 10-15% аварий.

Например, при катастрофе аэробуса А-310 в июле прошлого года в Иркутске первопричина была в отказе техники: один двигатель работал на торможение (реверс), а другой толкал самолет вперед. Свою роль сыграла и среда: мокрая полоса и частные гаражи, вопреки нормативам построенные рядом с ВПП. И что в этой ситуации, которая развивалась на протяжении всего-то 52 секунд, мог сделать экипаж?

Фальшивые крылья

ПАРУ недель назад в Ярославской области сотрудники департамента по борьбе с оргпреступностью МВД РФ арестовали группу людей, которые похищали на рыбинском предприятии НПО «Сатурн» списанные детали для двигателей самолетов Ту-154 и Ил-76.

В КУСТАРНЫХ условиях им придавали товарный вид, ставили идентификационный номер, изготавливали фальшивые сопроводительные документы. Подпольная мастерская проработала больше двух лет.

По оценкам экспертов, примерно 20% рынка запчастей приходится на контрафакт. Но кто когда-либо признал, что именно по этой причине произошла хоть одна авиакатастрофа? У рухнувшего 29 июля под Домодедовом Ан-12 отказали два двигателя. С одним неработающим двигателем совершил аварийную посадку Ту-214 с полутора сотнями пассажиров на борту. Отказала одна из систем у вылетевшего из Москвы в Хабаровск еще одного Ту-214, пришлось аварийно возвращаться. Слава богу, обошлось без больших жертв. Но если бы случилось страшное, через несколько месяцев расследований мы, скорее всего, услышали бы стандартный ответ - человеческий фактор.

Обвинить экипаж, особенно если он погиб, проще простого. А кто решится связываться с авиакомпаниями? Задержанные слесари с «Сатурна» продавали контрафактные запчасти по 200 тыс. рублей против 500 тыс. по официальным расценкам. Не знать об этом руководство авиакомпании не могло, но предпочло сэкономить. Почему? Да потому что еще ни разу ни одна авиакомпания у нас не ощутила на себе реальный экономический ущерб от катастрофы. Может, теперь, когда расценки на жизнь разбившегося пассажира поднялись почти до 100 тысяч долларов, будет выгоднее доставить его до нужной точки в целости и сохранности?

Татьяна ТОРОПОВА и Сергей ОСИПОВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых