aif.ru counter
29

Здесь был Офстат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Общество 25/07/2007

Долгое время считалось, что большинство настенных процарапанных надписей Софии Киевской уже изучено. Пока старший научный сотрудник заповедника Вячеслав Корниенко случайно не выяснил, что это не так. Он просто внимательней присмотрелся к рисункам и буквам на фресках. Эксперт показал «АиФ», как выглядят эти исторические сообщения, и поделился предположениями о том, что они означают.

Дай козу мою

На данный момент ученый подробно изучил 8 фресок, на которых его предшественники обнаружили более 300 надписей, и, надо же, нашел еще столько же. Как выяснилось, большинство дошедших до нас сообщений - это молитвы, обращенные к святым или самому Богу. Самая стандартная из них: «Господи помози рабу своему (имя)». Часто попадаются одни автографы: «писал Офстат», «писал Петро». Встречаются и более развернутые сообщения: «Господи помози рабу своему Петру хромому писать все доброе». «Возможно, это местный переписчик книг просил высшие силы о помощи в работе», - предполагает В. Корниенко. Попадаются и курьезные граффити, которым пока не удается подобрать внятного объяснения. Например: «Дай козу мою».

Среди обнаруженных на стенах Софии следов рук человеческих - много рисунков. Самые распрост-раненные - это кресты разной конфигурации. Считается, что крест - это кратчайшая молитва, которую может записать даже неграмотный. Кроме того, на стенах можно увидеть изображения голубей (символ Святого Духа) и лошадей. Кстати, видимо, древние прихожане Святой Софии были не без юмора. Кто-то из них пририсовал лошади рога, подписав рисунок коротким: «Му». Изредка на стенах попадаются изображения котов, есть даже испуганный заяц, верблюд и лошадь с очень длинной шеей, напоминающая жирафа.

В Средневековье к написанному слову относились гораздо почтительнее, чем теперь. А умение писать приравнивалось к дару свыше. Поэтому устная молитва считалась единичным обращением к Богу, а написанная - постоянным, а значит, - более действенным. Особое доверие человека к граффити прослеживается в одной из надписей, сделанной на армянском языке: «Я Алекс раб Христов. Рука моя уйдет рукопись твердо останется. Кто это написанное прочтет пусть скажет Господи помилуй писавшего».

Изучение граффити дает больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, обнаруженные В. Корниенко надписи, датированные 1022, 1033 и 1036 годами дают основание предполагать, что София была построена не в 1037 г., как принято считать, а намного раньше. Пристальное изучение граффити также помогло В. Корниенко выяснить, что за святые изображены на фресках, которые до сих пор не удалось расшифровать его предшественникам. Оказалось, это особо почитаемые на Руси Иоасаф, Варлаам, Евстафий, Капитон и др.

Не ножом, так шилом

Чем же писали наши предки? Как правило, острыми предметами - ножами, кинжалами, иглами, шилом или железным «писалом». В. Корниенко разбирает эти послания при помощи справочников, лампы дневного освещения, направленной на фреску под углом 45 градусов, лупы и собственноручно сделанных фотографий, на которых потом тушью прорисовывает буквы. По его словам, сообщения часто приходится переводить не только со старославянского языка, но и с греческого, армянского, польского и латыни.

Любопытно, что если раньше исследователи считали, что прихожане наносили граффити впопыхах и украдкой, то теперь они не исключают, что богатые люди не стеснялись заказывать их нанесение местным церковнослужителям. Слишком уж аккуратные попадаются надписи, да и повторяются они нередко по несколько раз. К тому же трудно представить пожилую княгиню, которая во время литургии тихонько выцарапывает шилом на стене «Господи помози рабе своей Олисаве Святополчей матери, русской княгине».

Екатерина Филипенко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых