aif.ru counter
51

С. Николаенко: «Общество должно пропагандировать честный труд»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Украине 25/07/2007

«Мне стыдно перед профессурой»

- Станислав Николаевич, сегодня сфера образования считается одной из самых  коррумпированных в стране. Мы должны принять это явление как норму или это временная проблема?

- Борьба с этой проблемой передается «по наследству» от министра к министру уже многие годы. Но я глубоко убежден, что сегодня образование не является основным коррупционным полем. Истоки коррупции кроются в самом обществе, его мировоззренческих принципах, испытывающих влияние экономической среды, - в частности, сфер, связанных с формированием тарифов и добычей сырья.

Мне кажется,  что кому-то просто удобно выставлять Минобразования не в лучшем свете. Вы же видите, вузы не протестуют. Почему? Потому что большинство из них не имеют к коррупции никакого отношения. Я знаком с десятками, сотнями профессоров и доцентов, которые ходят в стоптанных ботинках и добросовестно работают на благо учебного заведения. А мы их за это «клеймим позором» каждый день. Поэтому, когда профессуру обвиняют в коррупции - мне стыдно перед этими людьми, как будто это я что-то украл. Они мне постоянно говорят: «Ну почему вы соглашаетесь с этими утверждениями?» Действительно, если подсчитать, окажется, что процент коррупции в системе образования очень невелик и заметно отстает от экономики или судопроизводства.

- Откуда же тогда, по-вашему, столько шума?

- Я считаю, что на это повлияло много факторов. Прежде всего, в Украине долгое время отсутствовал контроль над средним и высшим образованием. Во времена советской власти существовал жесткий отбор в высшие учебные заведения: «двоечники» и «троечники» туда не допускались. Потом под видом рыночных реформ мы от всего этого отказались. В вузы начали брать всех подряд - лишь бы деньги платили. За счет коммерческой и частной формы обучения мы разрешили вступать в университеты людям, которых не следовало и близко подпускать к высшему образованию. В результате появилось множество студентов, не способных овладеть учебной программой. Стараясь как-то исправить ситуацию, они прибегают к определенным методам. Спрос рождает предложение - взятки при сдаче зачетов и экзаменов. Да и экономическая ситуация к этому подталкивала: заработная плата профессора 3-4 года назад составляла 500-600 грн.

- Вы хотите сказать, что студенты и их родители сами провоцируют взяточничество?

- Думаю, здесь каждый виноват со своей стороны. Но это еще и вопрос традиций. По данным социологических опросов, сегодня почти 42% родителей думают не о том, как выучить ребенка, а о том, кому дать взятку. Они считают, что это нормально. Так что в первую очередь нужно изменить менталитет людей, привыкших, что без взятки - никуда. В том числе и в вуз.

- Как изменить менталитет современных студентов?

- Все не так плохо. Результаты независимого тестирования этого года показывают, что приблизительно 50-55% школьников имеют довольно высокий уровень знаний. Уровень остальных недостаточен для учебы в университете - но ведь есть и другие учебные заведения.

А насчет цинизма - второй год подряд Минобразования проводит в университетах специальный опрос. Он показывает, что каждый пятый респондент готов воспользоваться предложением преподавателя получить желательную оценку за определенное вознаграждение. Думаю, здесь важную роль играет воспитание. Общество должно пропагандировать не  взяточничество, а честную работу. А политическим партиям стоило бы  помочь людям в поиске оптимальных решений проблемы, а не наблюдать за процессами в образовании со стороны. А то советников много, а работать некому.

Пошаговая стратегия

- А у вас, в Минобразования, есть свои, конкретные, алгоритмы решения этой проблемы?

- Мы стараемся лишить взяточничество актуальности. Действуем в этом

направлении системно и последовательно. В первую очередь через экономические методы - за три последних года зарплата работников образования выросла почти в 2,5 раза. В конце 2007 года средняя зарплата в общеобразовательной школе составит 1 200 грн., а в высшей - 2 200 грн. В течение следующих двух лет министерство планирует удвоить эти суммы. Одновременно у нас внедрены доплаты за звание доцента, профессора и кандидата наук (от 40 до 55%  к ставке) и доплаты за стаж: 3 года - 10%, 10 лет - 20%, от 20 лет - 30%. Кроме этого выплачиваются больничные, премиальные, а в некоторых университетах еще и университетские надбавки. Особая гордость - в 2007 году впервые выделено 15 млн. грн. на кредитование жилья для педагогов.

- Изменения в механизме поступления в вуз тоже относятся к числу мероприятий для борьбы с коррупцией?

- Конечно. Вступительные экзамены сегодня проходят исключительно в письменной форме по тестовым технологиям, а собеседования и творческие испытания проводят два экзаменатора. Кроме того, введена дополнительная  проверка: глава предметной комиссии проверяет письменные работы абитуриентов со знаниями низкого и высокого уровней и еще 5% работ других поступающих. Не согласный с экзаменационной оценкой абитуриент может подать апелляцию. Апелляционные комиссии формируются из лучших учителей системы общего среднего образования, не входящих в предметные комиссии вуза.

Кроме того, накануне и в период вступительной кампании министер-ство ведет системную разъяснительную работу через СМИ, доводя до абитуриентов информацию об их правах и обязанностях. Ежегодно на период вступительной кампании в Минобразования работает телефон горячей линии. Благодаря ежегодному формированию оперативного штаба «Вступительная кампания текущего года», который занимается вопросами вступительной кампании в высших и профессионально-технических учебных заведениях, мы оперативно реагируем на заявления граждан. Хорошие результаты дает сотрудничество со студенческим самоуправлением, в частности, с Всеукраинским студенческим советом.

- А как быть с коррупцией в школах?

- Там взяточничество и правонарушения пресекает внедренная в 2003 году система внешнего тестирования учеников. Начиная с 2005 года результаты тестирования зачисляются как результаты вступительных экзаменов всеми вузами, независимо от подчинения и формы собственности. Кстати, внешнее оценивание значительно расширяет возможность поступления в вуз. В прошлом году благодаря сертификатам внешнего оценивания студентами стали 11 тыс. детей, а по прогнозам этого года цифра увеличится до 45 тыс.

- А у школьника есть возможность обжаловать результаты внешнего тестирования, как, например, результаты вступительных экзаменов?

- Конечно, существует апелляционная комиссия. Если школьник убежден в собственной правоте - он может обжаловать свои результаты. В этом году процедура апелляции результатов внешнего оценивания экспериментально внедрена во Львовской области. Ею воспользовались 13 участников тестирования. После рассмотрения тестов комиссия подтвердила объективность выставленных оценок.

Подготовила Ольга ПЕРОВА, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых