aif.ru counter
37

«Не паникуй!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Украине 25/07/2007

Эксперты полагают, что самое серьезное последствие железнодорожной аварии во Львовской области - это паника, невольно спровоцированная эмоциональным сравнением Ожидова с Чернобылем. Выслушав убедительные аргументы, что никаких серьезных последствий для окружающей среды и здоровья людей не предвидится, можно успокоиться. Но не успела неделя, начавшаяся с пожара, закончиться, как на железной дороге опять произошло ЧП - в Харьковской области сошла с рельсов цистерна с хлором. И в голове снова возникает классический вопрос: кто виноват и что делать?

Экспертиза

Александр Кава, независимый эксперт:

- Сегодня состояние украинской железной дороги можно оценить на твердую тройку. Это связано со значительным износом подвижного состава - его показатели составляют в среднем 70%, а по некоторым видам - и все 100%. Магистральные пути в большинстве своем находятся в удовлетворительном состоянии, некоторые даже в хорошем. А вот состояние второстепенных путей оставляет желать лучшего.

Объясняется эта печальная картина тем, что железные дороги Украины после провозглашения независимости постоянно пребывали в состоянии кризиса. В обновление подвижного состава и поддержание путей в хорошем состоянии деньги никто не вкладывал. В результате в 1996-98 годах большинство поездов проводили в пути на 25-30% времени больше, чем в 1990-м году.

Частичный ремонт магистралей был проведен с приходом на «Укрзалізницю» Георгия Кирпы, но на поддержание в хорошем состоянии всех путей средств не нашлось.

В последние пять лет было приобретено чуть больше 100 новых пассажирских вагонов - но списанию на данный момент подлежит несколько тысяч. Кроме того, в парк поступили 10 пассажирских электровозов переменного тока и около 40 - постоянного тока, но в то же время на Донецкой и Приднепровской железных дорогах основным тяговым локомотивом является электровоз ВЛ-8, разработанный в 1955 году и выпускавшийся серийно с 1956 по 1967 год. Эти электровозы уже давно выведены из эксплуатации во всех странах СНГ. Сейчас их можно встретить разве что в Абхазии. А на украинских дорогах таких локомотивов несколько сотен.

Участившиеся в этом году случаи аварий на железной дороге я объясняю в первую очередь тем, что запас прочности вагонов попросту иссяк. А вообще, происшествия на железной дороге происходят регулярно - вопрос только в их освещении. Если бы в вагонах под Ожидовым не было яда - о них бы уже забыли.

Дебаты

Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра:

- Наверняка сам Сидор Ковпак позавидовал бы эффективности украинского Минтранса. А если серьезно - Украина сейчас входит в эру техногенных катастроф. Буквально за последние 10 дней загорелись склады в Одесской области, упала цистерна в Харьковской и возникли проблемы с химическим производст-вом в Житомирской области. Думаю, тому есть две причины. Первая - это устаревшее оборудование, которое уже не выдерживает никакой критики. Вторая - преступно малое выделение необходимых средств из государственного бюджета на экологические мероприятия. Если наше правительство в ближайшее время не обратит серьезного внимания на финансирование экологии, науки и специалистов - небо нам покажется с овчинку.

Владислав Гончарук, академик-секретарь отделения химии НАН Украины, директор Института коллоидной химии и химии воды:

- В подобных случаях, прежде всего, надо привлекать специалистов, способных дать правильную интерпретацию происходящих событий, - и этого достаточно. Если бы, например, во время аварии под Ожидовым прошел дождь - она бы локализовалась прямо на железнодорожных путях. Самая большая трагедия при Чернобыльском взрыве - это не радиоактивная опасность, а фобия, которая возникла потом в результате переселения миллионов людей. Наибольшую травму они получили именно в процессе переселения. Самое главное - это правильный подход. Конечно, житель в селе не знает, что ему делать. Ну, так и не надо его пугать. Зачем искать фосфор в колодцах и почве? Он там должен быть по определению. Организм человека ежедневно нуждается в определенном количестве этого элемента. Мы же используем фосфорные удобрения - и никто от этого пока не пострадал. Реально авария под Львовом представляла опасность только для пожарных, тушивших огонь, и то лишь в случае, если они работали без респираторов и надышались ядовитым дымом.

Тина Берадзе, глава департамента международных отношений Украинской психиатрической ассоциации:

- Главная проблема в том, что в Украине есть врожденная фобия - здесь растет уже второе поколение после Чернобыля. Ко мне сейчас приводят детей 10 лет с чернобыльской фобией - ребенок боится радиации, не хочет выходить на улицу. Поэтому когда в Украине случаются катаклизмы, вроде аварии под Ожидовым, - никто не остается равнодушным. Почему на эту аварию отреагировали все? Потому что ее сравнили с Чернобыльской. У людей спровоцировали аналогию с огромной катастрофой - мы находимся на стадии посттравматического стресса. Возникает паника, причем не только во Львове. Она касается Восточной Европы, России. Мне звонят коллеги с вопросом: что делать? Помочь может только достоверная информация - это самое важное. Но мы приходим к ситуации, что у наших официальных источников нет единого мнения. Думаю, лучший выход - организовать «горячую линию». Специалисты могут отвечать на текущие вопросы, связанные с вопросами безопасности, и обязательно оказывать психологическую помощь.

Кто виноват?

Резонанс железнодорожной катастрофы под Ожидовым спровоцировал рьяный поиск виновных. Минтранс Украины попытался переложить ответственность за происшествие на казахских владельцев фосфора. Дескать, срок эксплуатации цистерн, в которых транспортировался груз, давно истек. В ответ представитель владельца груза, управляющий директор ООО «Казфосфат» Кайрат Шотбаков заметил, что выпущенные в 1978 году цистерны действительно могут эксплуатироваться только 24 года. Но в данном случае претензии не по адресу, потому что срок их эксплуатации был продлен украинскими партнерами компании еще на пять лет. А это значит, что он истекает в декабре 2007 года. Из комментария представителя казахской стороны также стало понятно, что фосфор на самом деле украинский - произведен Мариупольским заводом. Упакован груз, по мнению г-на Шотбакова, был в соответст-вии со всеми правилами безопасности. Справедливость этого утверждения стороны пока так и не согласовали - кто прав, определят специальные экспертные комиссии, в которые вошли представители разных стран.

Подготовила Анна НЕСТЕРОВА, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых