aif.ru counter
27.06.2007 12:57
39

Проектная мощь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Общество 27/06/2007

Сколько бы киевляне ни жаловались на засилье новостроек в сердце города, к счастью, главным архитектурным жемчужинам все же удается выживать. Накануне профессионального праздника зодчих «АиФ» решил вспомнить об их творцах.

Определить, кто из киевских архитекторов самый-самый оказалось непросто. «Одни строили много, но это была фоновая застройка, а другие - гораздо меньше, но зато настоящие жемчужины, создающие атмосферу города», - говорит кандидат архитектуры, доцент Киевского национального университета строительства и архитектуры Юлия Ивашко, которая и помогла нам сделать выбор.

Самый прозорливый

Архитектор Андрей Меленский (1766-1833 гг.) добавил городу в стиле барокко черты классицизма и ампира. Его изюминки - Николаевская церковь на Аскольдовой могиле, храм Рождества Богородицы на Почтовой площади, Крестовоздвиженская церковь на Кожемяках, церковь Николы Доброго на ул. Покровской, которую так любила семья Михаила Булгакова. В ней  венчался сам Михаил Афанасьевич, в ней отпевали его мать, ее же он подробно описал в романе «Белая гвардия». Меленский возвел также первый киевский монумент - колонна Магдебургского права. Будучи городским архитектором, он создал несколько генеральных планов Киева. Первым определил, что Крещатик должен стать центром города, хотя в то время тот был еще даже не улицей, а оврагом. Но больше всего времени мастер потратил на перепланировку Подола после пожара 1811 г. по проекту архитектора Гесте. Благодаря ему «нерегулярный» Подол превратился в упорядоченный район, каким является и сегодня.

Самый конструктивный

Павел Алешин (1881-1961 гг.) уникален не только как архитектор, но и как человек. Беспрецедентный случай, когда специалисту удавалось оставаться ведущим архитектором города и до революции, и после, будучи  ярким представителем и неоклассицизма, и неоампира, а потом и конструктивизма. Алешину принадлежат такие дореволюционные постройки, как Педагогический музей на ул. Владимирской (современный Дом учителя), Первая женская Ольгинская гимназия (сейчас Зоологический музей), доходный дом на ул. О. Гончара. Из послереволюционных - жилой дом для врачей на Большой Житомирской. Кстати, перед его входом располагается палисадник. Архитектор был убежден: человек должен попадать в жилище не с пыльной улицы, а из цветущего сада.

Самый водолюбивый

Один из самых любимых в Украине архитектурных стилей - барокко: белые стены, зеленые купола, пышные формы, обилие декора. В Киеве среди зодчих было немало его приверженцев, но самый яркий - это Иван Григорович-Барский (1713-1785 гг.). Несмотря на то что самое известное его произведение - интерьер Собора Рождества Богородицы в Козельце под Киевом, для столицы он тоже сделал немало. Например, фонтан «Самсон» на Почтовой площади. В XVIII в. киевляне называли его «Фелициал» или «Фелициальчик», что в переводе с итальянского означает «счастливчик». С чем это связано? Считалось, что, загадав желание и обойдя вокруг него трижды, задуманное  обязательно сбудется. Кстати, именно под этим фонтанным ансамблем проходил первый киевский водопровод, тоже спроектированный Григоровичем-Барским. На Подоле архитектор построил также церковь Николы Набережного, Покровскую церковь, корпус Бурсы Могилянской академии, магистратское зернохранилище и др.

Самый музыкальный

Архитектора Владимира Николаева (1847-1911 гг.) можно смело назвать самым плодотворным киевским зодчим. Он работал в 1880-х гг., когда город переживал мощный строительный бум из-за резкого притока населения и подорожания земли. Николаев возвел около сотни объектов. И хоть работал он в разных стилях - неоренессансе, необарокко, неорококо, неороманике, больше всего он прославился своими произведениями в русско-византийском стиле. Образцы сохранились до наших дней - Трапезная церковь в Киево-Печерской лавре, Николаевский собор Покровского монастыря, Владимирский собор.

Николаев очень любил музыку - много слушал и сам играл на нескольких инструментах. Может, поэтому он проектировал концертные залы с огромным удовольствием. Особенную славу ему принесло здание Купеческого собрания - современной филармонии. По акустическим возможностям здешний зал до сих пор считается одним из лучших в Киеве. Кроме того, архитектор строил монастырские корпуса, училища, ночлежки и благотворительные заведения. Он и сам активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких обществах. Возвел немало частных особняков, среди которых - усадьба художника Орловского на Гоголевской, 16, «Шоколадный домик» на Печерске. Последний представлял собой своеобразную архитектурную  энциклопедию, где у каждой комнаты - свой стиль - мавританский, японский, ренессансный, барокко, модерн.

Самый предприимчивый

О Владиславе Городецком (1863-1930 гг.)  - самом экстравагантном из киевских архитекторов, в последнее время вспоминают особенно часто. Не-удивительно, ведь его творения не только самые  примечательные, но и овеянные наибольшим количеством легенд. Городецкому доставляло удовольствие шокировать окружающих - ездить в Африку на сафари или проноситься в собственном авто по Крещатику с ручной обезьянкой на плече. У такого незаурядного человека и творения должны быть соответствующими. Его руке принадлежит Караимская кинасса (современный Дом актера), Николаевский костел, Национальный художественный музей Украины и Дом с химерами на Банковой. Но это еще не все. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Поэтому Городецкий был еще и очень успешным предпринимателем. Являясь совладельцем цементного завода, своими постройками он создавал успешную рекламу собственного бетона.

Вторая половина ХХ в. привнесла в облик Киева, должно быть, больше, чем предыдущие два столетия. Однако это уже совсем другая история.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых