90

Олег Кохан: «Фильмы Муратовой можно купить только у пиратов»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Общество 27/06/2007

«Качество - и никакой шароварщины»

- В свое время Голливуд поменял формат на более массовый, чтобы сделать продукт конкурентоспособным. Вы же сейчас холите авторское, арт-хаусное кино. Это тенденция рынка?

- Нет. Спрос на авторское кино есть всегда. Внутри любого рынка находится место и для массового, и для интеллектуального кино, хотя их соотношение постоянно колеблется. Тенденцией, скорее, можно назвать открытие большого количества новых фестивалей. Ни один из них не обходится без немассового кино. Это лучшее доказательство того, что арт-хаусные фильмы имеют свою нишу и своих покупателей. Немассовое кино Тарковского, Звягинцева, Сокурова после победы или даже просто участия в фестивалях при выходе на международный рынок продается в 65-80 стран - ни один блокбастер не может похвастаться такой широкой географией. А почему? Существует стереотип: постсоветское кино - интеллектуальное кино, оно и будет продаваться за границу в первую очередь. Сравните любой фильм Киры Муратовой и «Ночной дозор» - убедитесь. А в странах с развитым телевизионным рынком существует еще и конкуренция между специализированными телеканалами: они стремятся купить права на показ, обставив соперников.

- Получается, продюсируя работы Муратовой и Балаяна, вы делаете ставку на существующие стереотипы восприятия постсоветского кино?

- Не совсем. Я мечтаю создать украинское кино. При этом для меня не важно, чтобы оно было в стиле Довженко или Параджанова. Оно должно быть качественным, затрагивать общечеловеческие темы. Конечно, хорошо бы, чтоб это было сделано через призму украинских исторических событий, на украинском культурном материале, но - не все сразу. Сейчас важнее качество - и никакой шароварщины.

- А вас не смущает, что ваше «украинское кино» снимают неукраинцы: Муратова, Балаян?

- Вовсе нет. Во всем мире важнее, за чьи деньги и где снимается кино. Грузин Иоселиани снимает французское кино за французские деньги. Фильм Кустурицы «Аризонская мечта» - однозначно американский. Кстати, не забывайте, что Балаян и Муратова - выходцы из Украины, это мэтры украинского кинематографа, пусть даже предыдущие их фильмы ассоциируются с Россией, потому что сняты за российские деньги.

- Нужно ли украинской молодежи отечественное кино?

- Зеркало нужно всем. Да, расцвет национальных кинематографов, которые бы обращали взор зрителей к их корням, еще не наступил. Но он очень близок. Первые ласточки - открытие «Walt Disney-Russia», фигурирование отечественных фильмов в топ-десятке кинопарада в любом государстве.

- В каком состоянии украинское кино сейчас?

- Кино в Украине еще нет. Пока только начинают пробиваться ростки - предвестники развития киноиндустрии, так же, как в начале 1990-х первые украинские певцы стали предве-стниками развития качественной и конкурентоспособной современной эстрады. Эти первые украинские киноростки важны, пусть даже они немного кособоки и не слишком качественны. Разумеется, их не следует путать с настоящим кино. Но порыв, желание снимать  - это хорошее начало.

- Что нужно для их развития?

- С техникой все в порядке: в Украине делали заставки и спецэффекты для «Дозоров» и других известных проектов. Остаются более сложные компоненты: киносреда и образование зрителей, возможность пробиться к ним сквозь обилие рекламной шелухи.

- Что вы подразумеваете под киносредой?

- Людей и события. А точнее - события, поводы для регулярных встреч и общения людей: актеров и режиссеров, которые сейчас сидят каждый в своем коконе, страдая от  того, что на их таланты нет «госзаказа».

«Зрителя воспитывает государство»

- Насколько сопоставимы доходы от массового и немассового кино?

- Вполне сопоставимы. Но нельзя забывать о том, что у каждого киножанра  - своя специфика окупаемости. Некоторые картины приносят миллионы за первые несколько уик-эндов, некоторые стабильно продаются десятилетиями. Разумеется, речь идет рынке с защищенными авторскими правами.

- Наш рынок не защищен. Вы сами отслеживаете появление пиратских копий до премьеры?

- Разумеется. Первый этап - забота о безопасности на фестивальных показах. Для просмотра на фестивале фильм разрезается на несколько частей, которые привозят разные люди из разных частей города, чтобы исключить возможность копирования. Но если фильм уже где-то вышел, отследить пиратский рынок невозможно - на это нужны миллиарды. Или серьезная работа на государственном уровне: продуманное законодательство, контроль над его выполнением, а главное - комплексная программа, которая должна решать вопросы не только производства и дистрибуции кино, но и образования зрителя. Например, у британцев существует специальная образовательная программа для школ, воспитывающая грамотного зрителя, который любит ходить в кино и разбирается в кинематографе. В этом заинтересовано государство и  крупные киноструктуры.

- Вы покупаете пиратскую продукцию?

- Иногда. Но тут дело не в отсутствии корпоративной солидарности. Просто в Украине не развит рынок лицензионного кино - фильмы Муратовой или Иоселиани можно купить только у пиратов.

- Почему фильм Муратовой «Два в одном» до сих пор не был показан?

- Можно сказать, что мы стремились «истомить» аудиторию. Но важнее то, что летом уже было довольно много премьер массового кино, с которыми «Два в одном» просто не смог бы конкурировать: «Шрек-3», «Пираты Карибского моря». Сейчас мы уже нашли подходящее время для премьеры: вторая половина сентября.

- Для многих фильмов лучшей рекламой являются внушительные суммы бюджета. Во что обошелся фильм Муратовой «Два в одном»?

- Полтора миллиона долларов. Это производственный бюджет. Отдельно считаются затраты на продвижение, участие в фестивалях. Но для украинской аудитории большие суммы фильма и даже звездный состав - не реклама. Для нашего зрителя самое действенное - совет приятеля:  «Вчера смотрел кино - очень рекомендую».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых