aif.ru counter
27.06.2007 12:04
39

О пользе полиса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Общество 27/06/2007

Эти и много других вопросов, накопившихся в читательской почте, заставили «АиФ» снова собрать за круглым столом банкиров и представителей страховых компаний. Среди них - начальник управления развития банковских программ ОАО «Страховая компания «Нова» Елена Сидоренко, начальник управления страхования имущественных рисков ОАО «Страховая компания «ПЗУ Украина» Анна Морозова, начальник управления по работе с VIP-клиентами ЗАО «Европейский страховой альянс» Оксана Клейзор, директор Киевского филиала ЗАО «ПриватБанк» Олег Ганоцкий и заместитель начальника управления розничного бизнеса ПУМБ Руслан Негинский.

Почему нам навязывают страховщиков?

Как оказалось, этот вопрос беспокоит не только наших читателей, но и самих участников рынка страхования и банковских услуг.

- Теоретически клиент, приобретая в кредит то или иное имущество, имеет полное право самостоятельно выбирать страховую компанию (СК). Например, ту, с которой его уже связывают отношения, которой он доверяет. В то же время банки не всегда соглашаются с выбором клиента. Если, допустим, страховщик не аккредитован в банке, ему откажут в сотрудничестве, - объясняет Оксана Клейзор. - Между тем, получить аккредитацию в том или ином банке может далеко не каждая СК. Почему? Условия аккредитации тоже не всегда понятны и прозрачны. Порой банки аккредитуют далеко не самую надежную и проверенную компанию, тем самым подставляя под удар самих себя.

В свою очередь Олег Ганоцкий отмечает, что на сегодняшний день СК больше заинтересованы в банках, чем те в страховщиках. Банки постоянно поставляют клиентов для СК, и потому имеют полное право диктовать свои условия.

- Долгое время мы работали с ограниченным кругом страховых компаний, рекомендуя клиентам именно их. Это нормально: мы формируем клиентский трафик и являемся тем институтом, который формирует выбор клиента. Теперь ПриватБанк изменил условия аккредитации, позволив всем крупным страховым компаниям Украины участвовать в тендере. Главные условия для победы таковы: компании должны быть активными, готовыми принимать участие в формировании потока клиентов и способными генерировать сделки, - говорит специалист.

- Процесс аккредитации СК в банке касается, в первую очередь, качества услуг, оказываемых страховщиком, - поясняет Руслан Негинский. - Банки анализируют работу страховых компаний - суммы и частоту выплат по страховым случаям, аккуратность в работе с клиентами, финансовое состояние. У каждого банка есть собственные требования к страхованию залогов, обусловленные политикой банка в области страхования, и каждый банк стремится к тому, чтобы страховщик работал с ним открыто и в соответствии с данными требованиями. Сотрудничество банка и страховщика должно быть основано на взаимном доверии. Ведь в первую очередь рискует банк - своими ресурсами, которые, в конечном итоге, являются ресурсами вкладчиков. Почему банки аккредитуют не всех? Потому что не всем могут доверять. Например, некоторые СК допускают изменения условий договоров с клиентом на свое усмотрение, не советуясь с банком и не учитывая при этом его рисков и интересов.

- Если клиент меняет условия страхового договора без ведома банка, банк вправе предъявить ему судебный иск, - добавляет Олег Ганоцкий. - Часто в таких случаях клиенту приходится компенсировать банку ущерб.

- Однако это не исключает того, что клиент вместе со страховщиком может расширить перечень рисков (в дополнение к рискам, согласованным с банком), - комментирует Елена Сидоренко. - Таким образом интересы банковского учреждения соблюдаются в полном объеме.

Кто рискует?

Как получить страховку, если пострадало имущество, купленное в кредит? В каких случаях можно на нее рассчитывать? Вот что думают по этому поводу наши эксперты:

- Перечень рисков определяет банк, - отвечает Анна Морозова. - И хотелось бы, чтобы это делалось грамотно, с учетом действующего законодательства и нормативно-правовых актов. Тогда при наступлении страхового случая у СК не будет оснований отказывать в выплате. Но если клиент приходит и сообщает, что у него возник страховой случай, обозначенный в договоре, но при этом не может предоставить подтверждающих документов из компетентных органов, страдает и банк, и сам клиент. При этом он оказывается загнанным в угол: имущество, купленное в долг, или повреждено или уничтожено, а в наличии - одни долги.

- Страховые компании внимательно относятся к банковским клиентам - это вопрос их имиджа, - утверждает Елена Сидоренко. - Каким образом происходит возмещение, решает банк: средства либо перечисляются в счет погашения тела кредита, либо выдаются на руки клиенту. В последнее время ситуация чаще развивается по второму пути.

Можно не платить?

Обязательно ли при оформлении кредита оплачивать страховой полис или этого можно избежать?

Наши гости сошлись во мнении, что приобрести страховой полис придется в любом случае.

- НБУ обязывает страховать предмет залога - это закон и непременное условие выдачи кредита, - поясняет Олег Ганоцкий.

А Руслан Негинский добавляет:

- Страховой платеж - самый благородный платеж при оформлении кредита, который, при всей своей, казалось бы, дороговизне, оправдывает себя на 100%.

- Страхование - это защита клиента от непредвиденных ситуаций, - высказывает мнение Елена Сидоренко.

- Причем защищен

не только сам страхователь, но и его семья: в случае беды, детям не придется погашать долги, оставшиеся в наследство от родителей. Это очень рациональный механизм. Радует, что культура страхования у населения растет. Во многом это происходит благодаря банкам, обязывающим клиентов страховать предмет залога при кредитовании.

- В некотором смысле страховщики выполняют социальную функцию, - продолжает Анна Морозова.

- Ведь страховые выплаты - это не только возмещение ущерба в тяжелый момент лично клиенту (дай Бог, чтобы он никогда не наступал). Это еще и пополнение государственного фонда, из которого субсидируются жители районов, оказавшихся в зоне стихийного бедствия, аграрии.

- Лет десять назад объем рынка страхования был очень скудным, - вспоминает Оксана Клейзор.

- Люди не доверяли страховщикам - у многих еще была свежа память о Госстрахе, который с развалом Союза так и не вернул страхователям деньги. С развитием рынка кредитования ситуация изменилась, люди увидели, что страховые компании работают и могут работать честно. Главное - поддерживать этот имидж и не прослыть моральными банкротами.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых