aif.ru counter
27.06.2007 00:00
16

Конституционные формы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Общество 27/06/2007

Сегодня Конституция напоминает прекрасную Елену, за право обладания которой боролись десятки греческих героев, втянув в конфликт всю Грецию. Сегодня тоже в ход идет и  хитрость, и сила. А судьба красавицы зависит от того, кто окажется сильнее в решающей битве.

Впрочем, никто из политологов не верит в возможность каких-либо изменений Конституции до ближайших парламентских выборов. По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, дальше все будет зависеть от их результата.  Оппонирующие политические силы имеют четкое понимание возможных изменений. Причем у секретариата президента, «Нашей Украины» и БЮТ на этот счет свои представления, а у  «левых» - СПУ  и КПУ - свои.

- Президентская сторона и БЮТ, скорее всего, заинтересованы в частичном возврате сильных полномочий президенту и за коррекцию парламентско-президентской республики в сторону президентской части конституционно-политического режима, - считает политолог. - А «левые» говорят об усилении парламентской ветви власти и возможном упразднении президентского поста как такового.

Какой из лагерей в конечном счете  победит - зависит от того, каков будет итог выборов для Партии регионов. В. Карасев уверен: если «регионалы» поймут, что уровень электоральной поддержки позволяет  им без риска  вывести своего кандидата на президентские выборы, они примут сторону президентского секретариата, НУ и БЮТ и поддержат усиление  позиций президентской власти. Если у них возникнут какие-то сомнения -  подыграют социалистам и коммунистам.

Глава Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев обращает внимание на то, что на данный момент Конституция 1996 года меняется несущественно.  Редактируются лишь те главы, которые  касаются устройства политической системы.

- На самом деле все попытки реформирования сводятся к изменениям полномочий в политической системе, даже без изменения самой структуры этой системы, - говорит эксперт.

Наиболее вероятной он считает реформу Конституции в части самоуправления и судопроизводства. Соответствующие разделы документа наполнятся новым содержанием, которое существенно изменит полномочия, схему формирования и механизмы ответственности определенных органов власти.

Эти изменения А. Ермолаев прогнозирует в ближайшие полгода, а реформу административно-территориальной системы  - в более долгосрочной перспективе. По мнению эксперта, после завершения реформы самоуправления появятся условия для изменения устройства политической системы, включая возможность представительства регионов, т.е. двухпалатного парламента. Вот тогда государству уже потребуется другая Конституция. Эксперт уверен, что эти предпосылки станут актуальными в ближайшие пять лет.

Руководитель социологической службы «Украинский барометр», политолог Виктор Небоженко уверен, что пришло время оставить в покое вопросы разделения власти между политическими силами и дать больше полномочий органам местного самоуправления.

- Когда у центральной власти будет меньше полномочий, уменьшится и конфликт вокруг нее, - уверен В. Небоженко. - Тем проще будет разделить центральную власть между исполнительными органами и законодательными. 

Эксперт не видит перспективы в «переписывании» Конституции. Он полагает, что лучшая реформа - это оставить предыдущую редакцию документа, где силовые структуры закреплены за президентом, а экономические - за правительством, и ввести смешанную систему выборов с открытыми партийными списками.

С ним не согласен директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко.

- Если будут вноситься изменения в Конституцию, то лучше менять весь документ, иначе он превратится в тришкин кафтан: с одной стороны - отрезали, с другой - добавили. Результат -  путаница и ничего толкового, - считает эксперт.

Позиция К. Бондаренко подкрепляется результатами исследования института. Недавно проведенный социологический опрос показал, что, говоря об изменениях Конституции, граждане Украины на первое место ставят отмену депутатской неприкосновенности, на второе - усиление президентских полномочий, на третье - мажоритарную (одномандатную) систему выборов. И только потом народ задумывается о расширении полномочий местного самоуправления и  двухпалатном парламенте.

Эти настроения могут оправдать надежды президента. Виктор Ющенко уже неоднократно говорил о необходимости создать новую конституционную комиссию и через нее принять решение о проведении референдума, который и даст начало новой Конституции.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых