aif.ru counter
20.06.2007 14:03
34

10 лет наедине с музой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Общество 20/06/2007

«А вам разрешили фотографировать?» В ответ на наши агрессивные высказывания о том, что художественная выставка - на то и выставка, чтобы запечатлевать ее всеми доступными способами, и что фотографии не будут использованы в коммерческих целях, одернувшая нас девушка объяснила: «Да нет, все в порядке, просто мне хотелось с вами заговорить. Я 10 лет почти ни с кем не общалась - теперь заново учусь это делать».

На первой киевской выставке работ Алены Лозинской мы оказались случайно - и порадовались, что захватили с собой фотоаппарат. Сфотографировать хотелось все: и карандашные рисунки, и картины, написанные яркими красками, и причудливые статуэтки «несуществующих животных». Мешало этой фотолихорадке только понимание того, что никакой фотоаппарат не способен сохранить удивительное состояние завороженности, которое излучали работы.

- Их здесь осталось не так уж много, - почти без сожаления в голосе рассказала художница. - Некоторые я раздарила тем, кто пришел на выставку. Некоторые даже продала, хотя и не умею этого делать. Без них дома пусто, зато появилось пространство для новых. Это не значит, что дома мало места - я рисую в пустой комнате, там стоит только столик и музыкальный центр. Картины я расставляла вдоль стены. Правда, еще есть телевизор, но я бы с удовольствием его куда-нибудь дела - отдала бы «в хорошие руки», как зверушку.

Многолетнее затворничество в киевской квартире не было капризом взбалмошной творческой личности: 13 лет назад Лозинская переехала из Минска в Киев, выйдя замуж.

- У меня был сильный стресс из-за того, что я осталась практически одна в новом городе, без знакомых. А еще из-за того, что со временем понимаешь: люди, даже любимые, от тебя отличаются, и ежедневная жизнь состоит еще и из постоянного поиска языка общения. Кроме того, своих друзей у меня в Киеве не было, а с друзьями мужа не получилось разобщаться быстро. Зато было много времени для рисования. В последние 2 года появились настоящие друзья, которые понимают, что к человеческим отношениям нужно относиться очень бережно.

- Почему вы так долго не выставляли свои работы?

- Я очень ленивая. К организации выставки подтолкнули друзья - мол, как можно держать дома и не показывать. Можно сказать, что выставка в какой-то момент стала неизбежной.

- Стиль, в котором были нарисованы показанные на выставке картины, - это константа? Есть ли у вас работы в другой манере?

- Да - более ранние. Но вряд ли я буду их выставлять - они очень странные.

- Еще более странные, чем эти?

- Наверное (смеется). Они очень слезные: это картины, написанные во время исчезновения иллюзий и ощущения потери защищенности, - через некоторое время после окончания школы. В этот период начинаешь понимать истинную подоплеку человеческих поступков.

- Ни одна картина на выставке не была подписана. Почему?

- Я заметила это уже на открытии. Конечно, к каждой работе есть несколько названий и даже стихи, написанные моим мужем. Но сейчас я рада, что их не надписала - интересно было слушать, как зрители сами подбирали имена.

- Как вы, минчанка, восприняли Киев?

- Он мне очень понравился. Здесь уютно, открытые люди, ничего общего с Минском. Минск - неживой, слишком тихий. А Киев создает ощущение курортного города и сказки.

- Вы, наверное, любите сказки? Что вообще читаете?

- Ничего, - в непривычно кратком ответе на банальный вопрос - ни капли смущения или самолюбования. - Просто начиталась, предел.

Необходимую информацию Алена получает из энциклопедий или узкоспециальной литературы, а информацию о жизни и о людях - из жизни и от людей, с которыми ежедневно общается. Когда ей сказали, что ее карандашные рисунки точь-в-точь повторяют узоры древнейших центральноамериканских племен, она очень удивилась:

- Мне звонили и спрашивали: «Ты знаешь, что ты нарисовала индейские знаки?» Кто-то говорил - буддистские, кто-то - мексиканские.

Профессионально учиться рисовать художнице не пришлось: в детстве маму отговорили от идеи отдать ребенка «в науку» к мастерам - мол, разве можно на всю жизнь засадить девочку за мольберт? Когда созревшая к мысли поступать в художественное училище Алена пришла познакомиться с потенциальной альма-матер, училище ее разочаровало. Поэтому неудачу на вступительных экзаменах восприняла с радостью. А попытки подучиться у профессионалов в более зрелом возрасте заканчивались встречей и знакомством: художники, посмотрев работы, отказывались от занятий - чтобы не испортить состоявшегося мастера, на счету которого - иллюстрации к изданным книгам, множество картин и мини-скульптур.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых