aif.ru counter
13.06.2007 12:11
21

У столицы хороший аппетит

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Общество 13/06/2007

Места «забивать» надо

Специальных зданий для супермаркетов в Киеве почти не строят. Большин-ство из них заселяется в  старые гастрономы, универмаги или дома быта. Как говорит вице-президент одной из крупных столичных сетей супермаркетов Михаил Дудник, «эти объекты обычно  расположены в очень подходящих местах внутри жилых  районов, где магазины действительно необходимы».

Впрочем, это не значит, что открыть супермаркет в том месте, где бы его хотели видеть покупатели, просто. Главное препятствие  - дефицит торговых помещений. В некоторых районах столицы, особенно в центре и на Печерске,  арендовать помещение под крупный магазин практически невозможно. Либо слишком высокая цена, либо нет площадей. Так что  жители периферийных районов находятся в более выгодном положении. «Я, например, живу на Печерске - ближайший супермаркет находится в 15 минутах езды на машине, это очень неудобно, - жалуется г-н Дудник. - Однако в спальных районах супермаркеты на каждом шагу». 

Открыть супермаркет в новом торговом центре тоже сложно - нужно  успеть арендовать часть площади еще до того, как объект будет сдан в эксплуатацию. «Обогнать конкурента - вот главная задача в такой ситуации, - признается эксперт. - А открыть точку в новом торговом центре, тем более с громким именем,  стремятся все крупные сетевики».

Покупатель на рентгене

Для того чтобы новый супермаркет приносил прибыль, задолго до его открытия целая армия специально обученных людей проводит подготовительную работу. По словам менеджера по связям с общественностью другой мощной сети Алевтины Шаповаловой, прежде чем принять решение об открытии новой точки, аналитики не только  составляют психологический портрет среднестатистического потенциального покупателя, но и учитывают особенности микрорайона. Такие, как «возраст», наличие современных жилых высоток, количество хрущевок. «Если на «участке» жилых домов больше, чем офисов, значит, магазин может занимать большую площадь, если наоборот - достаточно стандартных размеров, - объясняет г-жа Шаповалова. - При формировании ассортимента учитывается и социальный статус местных жителей. Там, где больше пенсионеров, есть смысл заполнять полки недорогими и однообразными товарами. Там, где больше работающих людей и молодежи  - позволительны более высокие цены и хороший выбор».

Маркетам базары не страшны

Как утверждают руководители торговых сетей, настоящей жесткой конкуренции среди  супермаркетов в Киеве на сегодняшний день пока нет. По их мнению, эта ниша заполнена всего на чет-верть, максимум на 30%. А пространства для расширения уже существующих сетей и появления новых хватит еще как минимум на 5 лет.

Не боятся «сетевики» и крупных городских рынков, которых в Киеве тоже немало. Говорят, мол, на базары киевляне ходят  в основном за домашними продуктами - сыром, сметаной, салом, колбасой-кровянкой, медом и др. Одним словом, за тем, чего не найдешь в  супермаркетах. При этом они,  конечно, не упускают возможности напомнить, что «в  магазинах отовариваться гораздо надежней, ведь там строго следят за качеством товара и сроками реализации, а если понадобится, всегда можно сделать обмен или возврат». 

Не видят никаких проблем и управляющие супермаркетами, расположенными по соседству друг с другом. Говорят, им это только на пользу. «Такие места концентрации торговли притягивают покупателей как магнит, - говорят эксперты.  - Люди уверены - то, чего они не нашли в одном супермаркете, обязательно есть в соседнем».

История из жизни

Утверждение, будто крупные супермаркеты уничтожают мелкие продмаги - не всегда верно. Часто крошечные павильоны прекрасно чувствуют себя рядом с «монстрами». С одной стороны, это загадка, но с другой - и у тех, и у других есть свое объяснение.

Руководители сетей считают, что секрет привлекательности «младших братьев»  - это возможность для покупателя сэкономить время. Мол, в большом магазине человек проводит как минимум полчаса, тогда как в маленьком  - считанные минуты. Однако директор «Продтоваров» Виктор Ходаковский с ними не согласен. Он считает, что причина в другом:  «Супермаркет, открывшийся два месяца назад неподалеку от нашего магазина, нам совершенно не мешает. Конечно, поначалу мы почувствовали отток покупателей в его пользу. Но теперь видим, как они постепенно к нам возвращаются.

А все потому, что у нас всегда свежие продукты - ведь мы заказываем всего понемногу, но часто. В супермаркете такой системы нет».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых