aif.ru counter
30.05.2007 12:02
16

Лечение отдыхающих

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Украине 30/05/2007

Обязательное не обязательно

Нужна ли страховка тем, кто отправляется за границу?

Николай Гнатюк, начальник юридического отдела компании «ТЕЗ ТУР»: - В Украине действует закон о туризме. Он четко определяет понятие «турист» и утверждает, что медицинское страхование туриста и страхование от несчастного случая являются обязательными. По закону обеспечивается страхование субъектами туристической деятельности на основании соглашений со страховщиками. Впрочем, туристы вправе самостоятельно заключать договоры на это страхование, но тогда они обязаны заблаговременно сообщить оператору или турагенту о наличии страховки. Другими словами, любой турист обязательно должен быть застрахован. С моей точки зрения, эта норма вступает в противоречие с законом Украины о страховании. Потому что этим законом установлено, что обязательные виды страхования вводятся только законом о страховании, а страховок, перечисленных в законе о туризме, в этом списке нет.

Елена Журавель, начальник 4 управления исследований и расследований, Антимонопольный комитет Украины: - Комитет подходил к этой теме еще в ноябре 2005 года. Тогда на экспертном круглом столе обсуждался вопрос о том, как выйти из ситуации, сложившейся из-за противоречия двух законов. После круглого стола Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг уведомила комитет, что ею был разработан соответствующий законопроект, но он до сих пор не принят. Так что эта проблема остается актуальной. Поскольку закон о страховании не считает эти виды страхования обязательными, государство их не регулирует. Но по закону о туризме потребитель имеет право ознакомиться с перечнем страховых компаний-партнеров оператора, предлагаемыми ими условиями страхования и самостоятельно выбрать страховщика.

- Дмитрий Овдий, зампредседателя правления по страхованию финансовой группы «Страховые традиции»: - Я думаю, многое зависит от установок принимающих стран. В развитых странах страховка нужна, чтобы у туриста не было лишних проблем: ведь лечение там дорогое. У любого туроператора есть договор с туристом. Туроператор может потребовать страховку от туриста, но не исключено, что у туриста есть банковская кредитная карта, уже включающая в себя страхование медицинских расходов за рубежом. Часто случается, что люди об этом забывают, либо их об этом не спрашивают и оформляют страховку. Вот и получается, что туристы едут на отдых с двумя страховками.

Дмитрий Заруба, президент Всеукраинской молодежной хостел-ассоциации:

- Туристам нужно понимать, что если у них уже есть страховка, ее стоимость необходимо вычеркнуть из общей сметы оказываемых услуг.

Выбор сделан другими

Если у туриста нет необходимой страховки, он может выбирать или вынужден работать с теми, кого навязал тур-оператор?

Д. Овдий: - Как правило, операторы работают с несколькими страховщиками. Но предпочтение отдается одной компании. Согласитесь, у туриста редко спрашивают о том, какую страховую компанию он хочет выбрать, - все оформляется стандартно и объясняется быстротой и качеством оформления. Но турист имеет право выбрать.

Е. Журавель:  - Мы знаем, что есть ситуации, когда туроператоры заключают договоры со страховыми компаниями, выступают в качестве их агентов, и, конечно, заинтересованы в том, чтобы реализовать полис компании-партнера. Но массовых обращений от страховых компаний, которых тур-операторы ограничивают в доступе на рынок, нет. Речь идет разве что о единичных случаях. Но при наличии жалобы от страховых компаний комитет будет защищать их право на свободную конкуренцию и доступ к потребителям.

Д. Овдий: - На самом деле крупные туристические фирмы тщательно подходят к выбору страховой компании. Они задают вопросы о количе-стве выплат, о партнере за рубежом, покрывает ли она все направления, по которым компания работает. Туркомпании невыгодно пользоваться ненадежными страховыми услугами, ведь все претензии потом будут адресованы ей. Комиссионное вознаграждение от оформленной страховки здесь на втором месте в списке приоритетов. На первом - качество услуг и уверенность в их оказании.

Полис верности

Защищает ли туриста от расходов при несчастном случае наличие страховки?

Д. Овдий: - Стандартный медицинский полис должен обеспечивать медицинскую помощь без расходов туристом. Бывает, что незначительные выплаты, в пределах 50 долларов, выводятся за границы страхового покрытия (франшиза), чтобы удешевить ее. Но хороший страховой продукт обеспечивает полное покрытие и любая медицинская помощь должна быть оплачена за счет страховой компании. Если медицинская помощь оказывается в срочном порядке, то согласовывать все возможные расходы со страховой (или ассистирующей) компанией будет врач или медицинское учреждение, которые знают о процедуре обслуживания иностранцев. Мы просим туристов всегда иметь страховой полис при себе. Он помогает связаться с руководителем группы или представителем ассистирующей компании. Это нужно, чтобы врач мог определить покрытие полиса, а турист не беспокоился об оплате. Но нужно понимать, что обычно туристическая страховка достаточно дешевая. Она покрывает только события, связанные с неотложной помощью при угрозе жизни человека, травме или обострении хронического заболевания. Если угрозы жизни нет, приступ купирован, человек получил необходимую медицинскую помощь, которая позволяет его транспортировать, - он доставляется домой и уже там продолжает лечение. Лечение по прибытии на родину уже оплачивается за счет полиса добровольного медицинского страхования, если такой имеется. В любом случае, больной будет получать адекватное лечение за рубежом до возможности безопасной транспортировки. А вот какие-то плановые операции нетравматического характера в этот список не входят.

Н. Гнатюк: - Если у туристов есть претензии по итогам тура, они должны понимать, кому их предъявить. Ведь есть агентства, и есть операторы. Первые работают от имени вторых. Фактически агентство только заключает договор от имени оператора, это посредник. Претензии к нему можно предъявить только при превышении им полномочий: например, если пообещали услуги, которые оператор не предоставляет. За все прочее перед туристом отвечает туроператор.

Подготовила Ольга Перова

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых