aif.ru counter
16.05.2007 14:41
2401

«Картины под Гапчинскую. Недорого»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ в Украине 16/05/2007

«У нас очень агрессивно просят ваши работы для копий cо словами: «Ну что, вам жалко? Мы работы вернем. С Гапчинской ничего не случится и с вас не убудет», - эти слова стали последней каплей», - рассказывает Евгения Гапчинская, любимая художница детей и родителей, иллюстратор волшебной сказки «Лиза и ее сны».

Если прогуляться по одесскому городскому саду, можно познакомиться с художниками, предлагающими написать работы Евгении Гапчинской по ее же каталогам, и даже увидеть объявление: «Картины под Гапчинскую. Недорого». Но все равно в углу произведения авторы новых картин ставят фамилию известной художницы. Ведь подпись прибавляет цену. А еще в Одессе  замечена реклама магазина, использующего картины Гапчинской без ее ведома.

«По совету юристов я зашла в этот магазин, хотя мне и не хотелось. Там все было обвешано картинами «под Гапчинскую», на каждой вещи - бирочка с ценой, - рассказывает художница. -  Как отреагировали продавцы магазина на мой визит? Самое смешное - стали доказывать, что купив у меня в галерее плакат с изображением картины, покупатели имеют право использовать его по своему усмотрению. Я увидела, что люди не понимают либо активно делают вид, что не понимают сути авторского права».

Стоимость подделок картин Евгении Гапчинской - в пять раз дешевле оригиналов. Если, например, в галерее художницы маленькая работа стоит 2000 долларов, то в горсаду ее аналог можно получить за 400. Может быть, подделывать «Гапчинскую» стали из-за того, что ее картины - дорогое удовольствие? Как говорит сама художница, ее самая дорогая картина была продана за 100 тысяч долларов. Кому - коммерческая тайна.

Как формируется цена на картины? Чтобы галерея не осталась пустой и в то же время, чтобы работу купили. В свое время цены на «Гапчинскую» поднимались из-за того, что в галерею заглядывал обеспеченный покупатель и приобретал сразу по 10-20 работ. «Понимаете: количество желающих растет, а возможность создавать картины физически не возрастет и никогда возрасти не сможет, - объясняет художница. - Впрочем, на цены европейского рынка я не ориентируюсь. Но не думаю, что подделывать стали бы меньше, если бы мои картины стоили дешевле».

Два года назад Евгения Гапчинская обивала пороги налоговых инспекций, чтобы стать частным предпринимателем, ей «везде крутили пальцем у виска и говорили: «Вы, художники, идите к себе домой и рисуйте! Мы тоже дома рисуем». Но я хочу серьезно выстраивать свои отношения с обществом и законом. Конечно, можно всю жизнь прикидываться нищим художником и договариваться «за углом», но я работаю честно. Все эти подделки опасны еще и тем, что я подписываю контракты с большими компаниями на использование моих произведений в рекламе их продукции. Это большой бизнес. Но пока в нашей стране авторские права не научились уважать. Так что проблемы будут у всех».

Ксения Мелешко

МНЕНИЕ

- Когда в Украине говорят о защите авторских прав, первым делом вспоминают о кино и музыкальных произведениях, - объясняет адвокат Тарас Шепель. - Фактов обращения художников, пострадавших от ущемления авторских прав, за юридической защитой пока очень мало. В нашей практике - это первый случай. И он предвосхитит будущее, ведь люди становятся богаче и спрос на искусство растет. Но наши граждане мало информированы об авторских правах.

Важно помнить, что при продаже картины авторские права на произведение по-прежнему принадлежат художнику. И собственник картины должен предоставлять доступ автора к его произведению, где бы оно ни находилось. Автор может сделать копию - и это тоже его право. Любое использование художественного произведения в каких бы то ни было целях другими людьми должно быть согласовано с автором.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых