aif.ru counter
03.05.2007 10:30
30

День солидарности учащихся

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Общество 02/05/2007

Не все знают, что киевляне отмечали Первомай еще задолго до того, как он стал Днем солидарности трудящихся. Все началось со сборов студентов Киево-Могилянской академии и постепенно переросло в общегородские майские гулянья. И только с конца ХIX в. Первомай стал поводом заявить о своих политических правах, а уже потом превратился в образцовый советский праздник.

Студенты на травке   

Этот весенний студенческий праздник был учрежден еще в XVII веке. По всей вероятности, для того чтобы поддержать в учениках (а Киево-Могилянская академия объединяла тогда среднее и высшее учебные заведения) жизнерадостный дух в разгар учебного процесса, когда сказывается переутомление, а до экзаменов остается еще целых два месяца. Как рассказал «АиФ» исследователь киевского быта Анатолий Макаров, во время празднования ученикам давалась возможность побегать на природе, поиграть в подвижные игры - мяч, жмурки и пр. С другой стороны, они могли показать свои таланты, разыгрывая пьесы, которые учителя словесности часто писали специально для таких случаев. Самой популярной из таких драматических произведений стала пьеса Феофана Прокоповича - «Владимир». Кроме того, ученики обязательно читали стихи и пели песни. И, конечно, подобный праздник не мог обойтись без угощения - закусок, копчений, конфет, которые охотно приносили с собой  киевляне, любившие бывать на студенческих рекреациях. А младшие ученики особенно ждали момента, когда одному из них позволялось залезть на дерево, чтобы оттуда разбрасывать конфеты. Интересно, что иногда по многочисленным просьбам учеников празднества повторяли в мае еще раз.

Чаще всего студенческие первомаи проходили на горе Щекавице, возвышающейся над Подолом. Но когда в 1780 г. там было решено устроить городское кладбище, пришлось подыскать другое место - в Шулявской роще (огромном парке на территории нынешнего Министерства обороны на Воздухофлотском проспекте).

С песней по роще

По словам этнолога Юлии Никишенко, если в селах праздником весны считался Юрьев день (23 апреля), когда скот впервые выгонялся на пастбища, то горожане предпочитали следовать первомайским традициям Европы, превратившей Вальпургиеву ночь ведьм в весенние массовые гулянья. А. Макаров считает Первомай первым светским праздником Киева.

Проводился он преимущественно в Шулявской березовой роще, очень полюбившейся киевлянам. На маевки выезжали с самого утра, захватив стулья и подстилки, всевозможную снедь, туда же  прикатывали и бочонки с квасом. Киевляне жгли костры, пели песни, а для кого-то праздник продолжался и после захода солнца. Поэтому неудивительно, что церковь не слишком его поддерживала. В 1827 г. митрополит Евгений даже перенес день поминания священномученика Макария - одного из наиболее почитаемых киевских святых - с 19 января на 1 мая, чтобы отвадить благовоспитанных горожан от массовых  гуляний. Но это не помогло.

Правда, в 1848 г., когда в Шулявской роще решили начать строительство Кадетского корпуса, общегородские забавы перенесли на Липки. Но возле Царского дворца (нынешний Мариинский) киевляне чувствовали себя неуютно. Поэтому в начале 1860-х, когда достроили Кадетский корпус, горожане с радостью вернулись в рощу, которая с тех пор стала называться Кадетской. Правда, празднества теперь носили характерный для второй половины XIX в. благотворительный оттенок. Роща разделялась канатом на 2 части: в одной киевляне отдыхали по-старинке, а в другой - господа устраивали благотворительные лотереи, покупали дорогую еду и напитки, а выручка шла на нужды приютов или домов презрения.

К концу XIX века киевский Первомай снова начал перевоплощаться. Массовые народные гулянья стали терять актуальность и воспринимались как плебейские, публика стала стремиться к более изысканному досугу - театрам, музеям, участию в многочисленных обществах, посещению цивилизованных городских парков с хорошими концертными программами. А майские пикники стали частным делом небольших компаний - офицеров с барышнями или студентов университета. Чаще всего ездили на Труханов остров и в Никольскую пустынь (в районе нынешней станции метро «Левобережная»).

Пролетарии объединяются

К этому времени начал набирать обороты рабочий Первомай - уличные демонстрации  пролетариев под политическими лозунгами. В 1897 г. в Киеве выпустили первую первомайскую листовку с требованием элементарных свобод и нормальных условий труда. Самыми рьяными борцами за права были рабочие завода Гретера и Криванека (нынешний «Большевик»), а также железнодорожных мастерских и  Демеевского сахарного завода. Майские сходки стали приобретать откровенную политическую окраску с 1902 г.

При этом демонстрации рабочих проходили по главной улице города и часто заканчивались стычками с полицией, а сходки их лидеров - в более уютных местах: на Деснянских лугах, Труханове, в Голосеево. Чем это все закончилось, хорошо известно: в советское время безобидный студенческий праздник превратился в масштабнейшее идеологическое действо.

Екатерина Филипенко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых