41

Выборы, умноженные на 2

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ в Украине 02/05/2007

ФАКТ

ПРЕЗИДЕНТ отказался от перспективы так называемого нулевого варианта - выборы должны состояться во что бы то ни стало. При этом Ющенко учел ошибки «первого захода». По мнению экспертов, новый текст указа составлен юридически более грамотно. Парламент снова отказался признать легитимность указа.

Депутаты коалиции запретили финансирование выборов и вынесли на рассмотрение постановление о начале процедуры импичмента президента. В начале недели парламент принял постановление об одновременных выборах президента и народных депутатов не позднее 9 декабря 2007 года. Для этого Рада намерена до 15 июня принять соответствующие изменения в Конституцию. Партии-члены парламентской коалиции готовы принять участие в выборах, но только в новом формате.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Олесь ДОНИЙ, директор Центра исследований политиче-ских ценностей:

- Постановление парламента о проведении объединенных выборов вряд ли реализуемо. Авторы сами ссылаются на изменения в Конституцию, а их невозможно принять без конституционного большинства. Скорее всего, оно принято лишь для того, чтобы через запугивание Ющенко возможностью отставки добиться от него в процессе торга отказа от проведения выборов вообще. То есть или двойные выборы - или никаких вообще. Думаю, что инициатива этого постановления принадлежит А. Морозу. Он действительно боится выборов и сейчас делает все, чтобы не дать Ющенко и Януковичу договориться у него за спиной.

Новым указом президент временно перехватил инициативу у оппонентов. Но эту позицию ему нужно усиливать. Следовательно, определенная радикализация с его стороны будет логичной. В первую очередь она проявится в кадровых вопросах. Вполне возможно, что вслед за Генеральной прокуратурой президент займется членами Центральной избирательной комиссии, конституционными судьями и т.п.

Этот радикализм может привести к попытке сторонников президента провести выборы условно силовым путем, то есть без участия сил коалиции. Понятно, что попытка реализовать избирательную кампанию в условиях сопротивления правительства и коалиции примет крайне неприятные формы. Юридически выбранная таким образом Верховная Рада будет законна, но общественной легитимности она не получит. Решение сейчас за Партией регионов. Коалиция может снова бойкотировать и саботировать выборы, а может согласиться на них. И попытается выиграть. Хотя стоит учесть, что если регионалы сумеют оттянуть выборы до осени, то могут значительно улучшить свой результат. Допустим, Кабмин поднимет пенсии, через два месяца народ ощутит эффект и они получат дополнительные очки. Именно поэтому Ю. Тимошенко и окружение президента не хотят переносить выборы на осень.

Владимир ЛУПАЦИЙ, исполнительный директор Центра социальных исследований «София»:

- Первый указ президента легализовал существующий с момента принятия поправок в Основоной Закон конституционный кризис. Издание второго указа переводит конституционный кризис в политический. Если после первого указа еще можно было надеяться на некие компромиссы и речь шла о попытке «нулевого варианта» - возвращения в исходную точку, то после второго становится очевидно, что в политическом плане выборы неизбежны. Открытым остается только вопрос о дате.

Второй указ спровоцировал коалицию на смену тактики. Думаю, что внесение изменений в Конституцию сейчас не является непосильной задачей. Но двойные перевыборы без изменения системы, модели власти мало что решают.

Политический кризис имеет две составляющие. С одной стороны - это определенная дестабилизация, потеря доверия общества к власти и т.п. Но он может иметь и позитивные последствия. Если в его основе лежит кризис системы власти, то в мягком проявлении он дает шанс на переход страны к более современной модели управления.

Я не верю в реалистичность радикального сценария выборов. В конечном счете важны не сами выборы, а легитимные выборы. Проведение выборов без участия влиятельных политических сил сделает их однозначно нелегитимными. Вот это уже будет настоящим кризисом. Проведение нелегитимных выборов законсервирует политический конфликт. Сомневаюсь, что кто-то способен идти на такой сценарий. Конечно, он может возникать спонтанно, как некая неконтролируемая реакция на неадекватные действия политиков с той и другой стороны. Но я в апокалипсис не верю. Кроме того, развитие конфликтного сценария будет испытывать пределы прочности экономики. Однако представители крупного капитала не самоубийцы, и у них есть инструменты блокирования неадекватных решений политиков.

ПРОГНОЗ

САМО по себе постановление парламента о двойных выборах служит сигналом об отказе от процедуры импичмента. Это говорит о том, что в Верховной Раде пытаются уходить от эмоций к каким-то разумным, компромиссным шагам. Но без определенного согласия между сторонами конфликт не будет решен. Сегодня коалиция не в состоянии принимать никаких легитимных решений. Особенно если речь идет о внесении поправок в Конституцию. Идеалисты надеются, что осмысленный подход к решению конфликта даст возможность для комплексного пересмотра сложившейся системы власти. Прагматики указывают на то, что политики тяжело отрываются от банального передела власти. Для каждой стороны сроки проведения выборов - это вопрос процентов голосов избирателей. Проиграть во второй раз, да еще и в «своей игре», для оппозиции равноценно краху. Этот лагерь будет стоять на своем до последнего. У коалиции запас прочности выше - она может себе позволить компромисс. Если же она тоже поведет себя категорично, Украина придет к серьезнейшему кризису.

Подготовила Анна НЕСТЕРОВА, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых