aif.ru counter
37

Потребление после потепления

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Украине 25/04/2007

Быт: во власти тенденций

Цены на продукты в Украине, как и всегда в мае, определяются тремя факторами: сезонными тенденциями, количеством выделенных на майские гуляния выходных и погодными условиями последних месяцев.

По данным «АиФ», стоимость «социальных товаров» в мае останется прежней, а вот цены на овощи и фрукты будут зависеть от возраста товара. Остатки прошлогоднего урожая вырастут в цене, а вот тепличная продукция - огурцы и помидоры - подешевеет: благодаря теплой зиме фермеры смогли раньше высадить растения «под пленку», и первые украинские тепличные овощи появились на прилавках раньше обычного - в середине февраля. Конечно, приятное снижение цен будет немного подпорчено майскими праздниками, во время которых сезонные тенденции и себестоимость продукции, как правило, имеют второстепенное значение, а на первое место выходит взрыв потребительского спроса.

Любителям польских яблок и груш стоит запастись этими фруктами загодя. Хотя введенная с 1 апреля высокая импортная пошлина еще не отразилась на стоимости польской продукции, в мае поставщикам не удастся избежать уплаты всех сборов. По прогнозам экспертов «Агроогляда», оптовая цена на яблоки в мае не опустится ниже 8 грн./кг (сейчас - 2,1-2,5 грн./кг).

А вот поездка за любимыми фруктами-ягодами в соседние страны станет «золотой»: с 25 мая «Укрзалізниця» на 20-23% увеличит стоимость международных пассажирских перевозок. Изучать вопрос ценообразования  специалисты компании начали еще 9 апреля, мотивируя необходимость изменений тем, что украинские тарифы существенно отличаются от иностранных.

КСТАТИ

Похоже, вечные сетования на низкое качество топлива в Украине могут стать без-основательными. Во всяком случае, качеством дизельного горючего производители уже озаботились: в начале мая на украинском рынке появится новое дизтопливо с содержанием серы 50 ppm, соответствующее нормам «Евро-4». Производство низкосернистого дизеля было налажено на Лисичанском НПЗ (ЗАО «Линик») при поддержке ТНК-ВР, которая инвестировала в проект более 6 млн. долл. С начала 2007 г. производители поставляли его только европейским потребителям, а в апреле первые 40 тыс. тонн поступили на украинские АЗС. Технологи ЗАО «Линик» утверждают, что низкосернистое дизтопливо, которое является аналогом EN 590, в Украине производят только на Лисичанском заводе, получившем сертификат соответствия УкрСЕПРО в конце 2006 года. «Использование низкосернистого топлива действительно снижает уровень выбросов в атмосферу, - объяснил заместитель гендиректора ЗАО «ЛИНИК» Филипп Карпеко.

- И что немаловажно - предотвращает преждевременный износ деталей двигателя и топливной аппаратуры». По мнению президента ООО «ТНК-ВР Украина» Сергея Лизунова, закрепить тенденцию к улучшению качества топлива  можно только одним способом: принять давно обещанный закон «О стимулировании модернизации НПЗ», который предусматривает введение нулевой ставки импортных пошлин и НДС для оборудования, приобретенного в рамках программ реконструкции.

Валюта: в преддверии трат

Ожидать изменений курса доллара в мае не приходится. По мнению независимого экономического эксперта Александра Кавы, НБУ обладает достаточным объемом резервов, который позволяет гарантировать курсовую стабильность и избегать резких колебаний. В то же время эксперт не исключает, что в преддверии сезона отпусков банки попытаются заработать и немного снизят стоимость доллара: обычно в это время граждане готовятся к летним тратам, а потому продают много валюты. Впрочем, в нынешнем году масштаб традиционного летнего выброса долларов может разочаровать банкиров: по неофициальным данным, многие компании, платившие «конвертную» зарплату в долларах, постепенно отказываются от этой практики и переходят на выплаты в гривне. Компенсировать снижение интереса украинцев к обмену долларов на родную валюту сможет разве что приток туристов с пачками «налички».

Бензин: в ногу с миром

Главная тенденция украинского рынка бензина - догнать мировой рынок по стоимости топлива. Если в Украине традиционный весенний рост спроса приходится на апрель, то в США бензиновый бум начинается в мае.

«Поэтому ожидать снижения мировых, а заодно и украинских цен на бензин в ближайший месяц не приходится», - уверен директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. По оценкам эксперта, рост цен на разные марки топлива в мае может составить 6-8%. Причем, изменения коснутся в первую очередь топлива украинского производства: импорт уже сейчас поднялся в цене и, скорее всего, задержится на прежнем уровне. Правда, качество топлива по-прежнему остается под вопросом - из-за отсутствия лабораторий и ресурсов для проведения обширной проверки на соответствие украинского продукта евростандартам. С. Сапегин убежден, что мировые цены сейчас - главный индикатор стоимости топлива для сбалансированного украинского рынка, а потому внутренние факторы вряд ли отразятся на ценообразовании.

ПРОГНОЗ

После окончания майских праздников украинцы смогут побаловать себя подешевевшими овощами и фруктами и порадоваться стабильности гривны. Зато 6-процентный рост цен на бензин и 23-процентное подорожание

железнодорожных билетов на международные рейсы заставит лишний раз подумать о необходимости дальних поездок.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых