42

Наши кадры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Общество 04/04/2007

Документальный фильм о жертвах Бабьего Яра «Назови свое имя по буквам», задуманный Стивеном Спилбергом и Виктором Пинчуком, снимал украинский режиссер Сергей Буковский.

- Сергей, как случилось, что продюсеры обратились именно к вам?

- В марте 2005 года в Киев приехал продюсер Марк Эдвардс, чтобы познакомиться с нашими режиссерами-документалистами. Стивен Спилберг поставил условие: фильм должен сделать украинский режиссер. Тогда нельзя было предположить, что этим проектом займусь именно я. Конечно, встретились с Марком, поболтали.

- Прежде занимались темой Бабьего Яра?

- В фильме «Война: украинский счет» касались этой темы. Эдвардс как раз и посмотрел одну из серий этой ленты и еще мой фильм «Завтра праздник», встретился с другими режиссерами, и уехал. Я и думать забыл об этом, как вдруг в начале сентября - звонок: «Не хотите ли приехать в Лос-Анджелес работать?» А 26 сентября мы уже сидели на студии Universal в Фонде «Shoah» (в переводе с иврита - «катастрофа») и обсуждали фильм.

- Что было самым трудным в работе над  данной картиной?

- У каждого периода свои сложности. В течение месяца каждый день с 9 утра до 7 вечера мы изучали свидетельства очевидцев. За свою жизнь я видел и слышал много исповедей. Но здесь все было так концентрировано! Ведь материал нужно было не просто слушать и смотреть, с ним нужно было работать, что-то отбирать для фильма, от чего-то отказаться. Но это был не просто рабочий материал, это были живые люди - мы общались, у нас были свои симпатии, любимые герои. Привезли в Киев 60 интервью и смотрели их дома, отбирая для фильма. Приступая к работе, сразу для себя решили отказаться от использования кинохроники. Главная причина - стремление уйти от прямолинейности. Чтобы за фразой: «В Киев вошли немцы» не следовали соответствующие хроникальные кадры. Раз так, нужно было придумать, как подать материал. Поэтому картина и создавалась на стыке документального и игрового кино.

На завершающем этапе возникли, скорее, не сложности, а вопросы: ведь американская ментальность отличается от нашей. К счастью, все ограничилось дополнительными вкраплениями пояснительного текста и титров для аудитории, не знающей нашей страны, ситуации, традиций.

- Например?

- К примеру, пришлось пояснять, что золотые зубы, о которых говорит один из наших героев, не указывают на национальную принадлежность людей. Пришлось пояснять и некоторые сюжетные детали праздника Маланки.

Надо сказать, что сотрудники Фонда «Shoah» очень внимательно слушали, пытаясь понять наши аргументы. В итоге «диалог культур» закончился полным взаимопониманием. В общем, для нас это были уроки терпимости и, если хотите, умения вести дискуссию. В конце концов, и Виктор Пинчук, со-продюсер картины, согласился с нашей концепцией, хотя сначала у него было свое видение фильма.

- Вам довелось работать с самим Спилбергом?

- Мы познакомились за пару часов до премьеры. Как основатель Фонда «Shoah»

Стивен Спилберг занимается стратегическими, глобальными задачами, а в текущую работу фонда не вмешивается.

- Неужели продюсер увидел фильм уже в Киеве?

- Нет, конечно! Спилбергу передали диск, он посмотрел и проанализировал фильм от первого кадра до последнего. Он принял и наше видение темы, и образный ряд фильма.

Вы знаете, для меня и сама оценка Спилберга важна, и не менее ценна его поддержка такого кино, которое сегодня все менее популярно. Спилберг поддержал наш киноязык - вот главный итог этой работы! А вообще, он - человек чрезвычайно внимательный, проницательный и любознательный. Плюс очень доброжелательный и открытый, несмотря на безумную занятость.

- Что скажете о другом продюсере - Викторе Пинчуке?

- Мы с ним виделись трижды: в самом начале работы над фильмом, когда утверждали сценарную концепцию, в середине - на совещании с представителями Фонда «Shoah», и за день до премьеры - у него дома. На премьере познакомился и с его родителями. Они - милые и интеллигентные люди.

- Что снимаете сейчас?

- Двухсерийный телефильм, по жанру - романтический детектив. 22 марта был последний съемочный день.  Я с радостью принял предложение продюсера Юрия Минзянова поработать в игровом кино. Очень интересно, что из этого получится!

Беседовал Тимур Литовченко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых