aif.ru counter
04.04.2007 14:00
50

После Светлого Воскресенья - «волочильный» понедельник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Общество 04/04/2007

До революции киевляне готовились к Пасхе особенным образом: пекли заварные куличи, делали в домах генеральную уборку и дарили друг другу азалии. А в Светлое Воскресенье они целый день наслаждались колокольным звоном всех церквей одновременно. 

Чем выше, тем солиднее

«До революции к Пасхе серьезно готовились гораздо больше людей, чем сейчас, - рассказывает ректор Киевской духовной академии отец Николай Забуга. - Многие старались исповедоваться и причаститься в последнюю неделю Великого поста, прийти на службу и в Чистый четверг, и в Страстную пятницу, и в Великую субботу, и уж ни в коем случае нельзя было пропустить Пасхальную службу в ночь с субботы на воскресенье. Недостатков в храмах киевляне не ощущали - еще в начале XX в. в городе действовало 13 монастырей и около 200 церквей. Большинство горожан предпочитали ходить на пасхальную службу в свои приходские церкви, чтобы поближе к дому. А жители области старались, во что бы то ни стало приехать в Киев, чтобы, начав с Киево-Печерской лавры, посетить и другие святыни».

Одновременно с духовной подготовкой к празднику, горожан занимали и бытовые хлопоты. Нужно было сделать генеральную уборку в доме, подписать и отправить открытки, покрасить яйца, закупить на базаре снедь для разговения. Считалось, что свиная колбаса и поросенок с хреном - обязательный атрибут пасхального стола. «Яйца киевляне красили в основном в отваре луковой шелухи, - рассказывает этнолог Юлия Никишенко. - Писанки они расписывали мало, в отличие от селян, проживающих в Киевской области».

Ну и, конечно, какая же Светлая Седмица без пасхальных куличей? Печь куличи считалось обязательным умением каждой хозяйки. При этом выпечка должна была получиться не только вкусной, но и нарядной, и высокой. Поэтому некоторым хозяйкам иногда даже приходилось на время разбирать «входы» в кухонных печах, чтобы туда можно было поместить большие формы с пасхальным тестом. В Киеве, как и везде в Украине, предпочитали печь заварные куличи. При этом самые шикарные получались из теста на 60 яичных желтков. Чтобы они приобретали ярко-желтый цвет и особенный запах, кондитеры рекомендовали добавлять шафран, а с конца ХIХ в. - и ванилин. А вот творожные паски - это скорее русская традиция, мало распространенная в Киеве.

Колокольный звон -  в каждый дом

Если в канун Вербного воскресенья в городе происходило массовое шествие поющих студентов Киевской академии, на Пасху не устраивалось даже общегородского Крестного хода. В полночь вокруг каждого храма совершался свой Крестный ход. А в 4 часа утра во всех церквях начинали звонить колокола. Самым красивым и мелодичным звучанием в конце ХIХ в. мог похвастаться Владимирский собор. Хотя и Лавра, и Флоровский, и Братский монастыри не отставали. Торжественный пасхальный перезвон продолжался целый день, и не находилось в городе места, до которого не доносился бы мелодичный перелив колокольных голосов.

«Очень киевской традицией считалось украшение праздничных столов цветами - гиацинтами, азалиями, тюльпанами, камелиями, нарциссами, розами, - пишет киевовед Анатолий Макаров в «Энциклопедии киевской старины». - Их специально для этого дня выращивали в городских садоводствах в больших количествах. Перед праздником центральные улицы напоминали ярмарки цветов, а в городских парках проводились даже цветочные лотереи».

На праздники не забывали в городе и о благотворительности. Меценаты и небедные горожане обязательно навещали больных и заключенных, организовывали благотворительные обеды и пасхальный сбор средств в пользу бедноты.

На Пасху киевляне не работали минимум три дня, а у гимназистов вообще были пасхальные каникулы. Город праздновал Христово Воскресение практически всю неделю.

По словам Ю. Никишенко, если в других регионах Украины понедельник после Пасхи называли «поливальным» (тогда было заведено поливать друг друга водой), то в Киеве, по меткому выражению писателя Ивана Вишенского, этот день смело можно было называть «волочильным». В понедельник киевляне массово «волочились» по гостям, ходили проведывать родственников, друзей, знакомых.

На следующий день после Светлого Воскресенья с новой силой начинали работать городские театры, заметно урезавшие репертуар в период Великого поста. Для менее требовательной публики устраивались развлечения «балаганного свойства». До начала ХХ в. их, по свидетельству А. Макарова, устраивали на Крещатицкой, Университетской, Сенной, Софийской, а потом и на Демиевской площадях. В этих временно разбитых потешных городках празднично одетый народ катался на качелях и каруселях, смотрел пьесы уличных театров и покупал лакомства.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых