aif.ru counter
28.03.2007 12:22
8

Зачем России «стройки века»

Валу «бешеных нефтедолларов» найдено применение - в России множится число амбициозных и очень дорогостоящих проектов.

ФАКТЫ

Недавно президент В. Путин в Греции договорился о строительстве трубопровода, который откроет российской нефти путь в Европу в обход черноморских проливов. За последние годы родились и другие планы: протянуть нефтепровод из Сибири к Тихому океану (тот самый, который президент «отодвинул» от Байкала) - первые 700 км труб уже проложены; построить нефтепровод в обход Белоруссии - у «Транснефти» все готово к строительству. А еще - построить новые ГЭС и АЭС, прорыть тоннель на Сахалин, возвести 4 игорные зоны взамен всех существующих в России казино

(в Приморье, Калининградской области, на Алтае и юге России), провести зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи и Азиатско-Тихоокеанский форум-2012 во Владивостоке...

Частично эти проекты будут строиться на частные деньги, частично - на государственные. Хватит ли у страны сил, чтобы довести начатое до конца?

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Елена Панина, зампред Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму («Единая Россия»):

- Вкладывать средства в инфраструктурные проекты давно пора. Скажем, нынешнее состояние энергетики тормозит рост экономики. Мощностей остро не хватает, электростанции устарели. На такие проекты можно расходовать средства и Инвестфонда, и даже Стабфонда.

Строительство игорных зон позволит, во-первых, получать хорошие налоги, во-вторых, покончить с бесконтрольным распространением игромании. Олимпиада в Сочи привлечет колоссальные инвестиции и потоки туристов, подтянет всю инфра-структуру региона. Нужен и тоннель на Сахалин с его запасами нефти... Крупные проекты - это «точки роста», которые способствуют развитию смежных отраслей и территорий. Важно только, чтобы эти проекты были просчитаны.

Владислав Иноземцев, научный руководитель Центра исследования постиндустриального общества:

- Многие «мегапроекты» - это попросту направление денег в те места, где их проще «распилить» между заинтересованными лицами. Тот же тоннель до Сахалина - буквально зарывание денег в землю. Дешевле наладить воздушное и паромное сообщение. Есть страны, целиком состоящие из островов (как Индонезия), и никому не приходит в голову соединять их тоннелями.

Строительство газопроводов сопровождается огромными издержками - себестоимость 1 км трубы у нас втрое выше, чем в других странах. В чьих карманах оседают деньги? Эффективнее было бы производить сжиженный природный газ (СПГ) в Мурманске или на Дальнем Востоке и отправлять его покупателям. Япония на 100% удовлетворяет свои потребности в газе за счет СПГ. Но какая мы энергетическая держава, если даже не можем построить ни одного корабля по перевозке СПГ и, как в советские времена, измеряем свое могущество километрами труб?

ПРОГНОЗ "АИФ"

СССР прославился «стройками коммунизма». Вспомним освоение Нечерноземья и подъем целины, строительство БАМа и ВАЗа. Многие из начинаний принесли отдачу, другие провалились, либо оказались неэффективными.

Теперь власть одержима новыми суперпроектами. Для нее это дело чести и престижа страны, а для бизнесменов - просто прибыльное дело. Вспомним Панамский и Суэцкий каналы, которые кормят Панаму и Египет. Так и тоннель до Сахалина может стать звеном Евроазиатского транспортного коридора, от Португалии до Японии, принеся нам немалую прибыль.

Есть, впрочем, одно «но»: возможное падение цен на нефть. В этом случае «стройки века» станут первыми жертвами затягивания поясов, пополнив список «величественных долгостроев».

Виталий Цепляев

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых