aif.ru counter
28.02.2007 13:26
133

Дмитрий Дюжев. «Герои «Бригады» - упрек правительству»

Если перебирать артистов, которые могли бы сыграть обольстительную красотку, то фамилия Дмитрия Дюжева в этом списке будет стоять где-нибудь ближе к концу.

ВОТ Космос из «Бригады» - да, он. Или провокатор Азеф из «Всадника по имени Смерть» - тоже подходит. И даже монах из «Острова» - тоже вполне. Но женщину?! Тем не менее именно Дюжева пригласил режиссер Евгений Писарев на одну из главных ролей в спектакль «Примадонны», премьерой которого МХТ завершил 2006 год и открыл после реконструкции основную сцену.

Где у женщин логика

ДЛЯ меня самого это предложение стало полной неожиданностью. Но мне было важно найти оправдание этой истории. Зачем двум актерам выдавать себя за племянниц умирающей миллионерши? Получается, что мой герой и герой Юры Чурсина оказываются на грани жизни и смерти: в профессии успеха нет, да и возвращаться им особо тоже некуда - они же бездомные, существовали только за счет спектаклей. И нужно либо идти на какое-то тяжкое преступление, либо использовать тот случай, который им подарила судьба, и обойтись меньшим злом, пойдя на такую махинацию.

Я очень много нового узнал - и о женщинах, и о женской психологии, и о женской логике.

А уж женская одежда!.. Когда колготки новые, вообще непонятно, где у них перед, а где - зад. В этом, наверное, и заключается суть женской логики... Загадочной...

Первый опыт перевоплощения я получил у знаменитого английского режиссера Деклана Донеллана в «Двенадцатой ночи» (там все роли играют только мужчины). К нам приезжала Джудит, помощница Донеллана. Она учила нас правильно двигаться - ведь у женщин даже центр тяжести находится не там, где у мужчин. Это другое ощущение от походки, от тела целиком. Поэтому, работая над «Примадоннами», с каблуков мы уже не падали.

Легкие деньги не соблазняют

В ШКОЛЕ для одаренных детей (Дмитрий закончил ее в Астрахани в 1995 г. - Прим. ред.) я учился на художест-венно-эстетическом отделении. Обучение строилось с таким расчетом, чтобы детям некогда было болтаться по улицам. Помимо уроков мы и творческие вечера устраивали, и спектакли, и бенефисы учеников - со стихами, музыкой, которую писали сами. И все равно хватало времени и на двор, и на посиделки в подъезде.

Московский театр юного зрителя - это был сознательный выбор. Учась на третьем и четвертом курсах, я работал в «Ленкоме» у Марка Захарова, который был нашим педагогом. Но мне хотелось уже самому играть роли, а не наблюдать. Но Яновская, худрук ТЮЗа, очень убедительно сказала: «Приходите в наш театр - все у вас будет». И я поверил.

Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Ролан Быков начинали в этом театре. Я и сейчас пользуюсь полученным там опытом, потому что зритель-ребенок очень точно чувствует настроение артиста, его внутреннюю эмоцию, хотя видит перед собой не актера, а персонаж.

В МХТ порядки строгие. И это повод задуматься: может, и не стоит разбрасываться, соглашаясь на не очень качественные проекты? Артист свободный ради денег согласится на любое предложение - только бы была работа. Олег Павлович дает хорошую зарплату - на нее можно прожить. Но при этом очень четко следит за качеством и недобросове-стно сделанные вещи на сцену просто не выпускает.

Меня легкие деньги не соблазняют. Я веду телепередачу на одном из каналов, есть съемки в кино. Их немного, но это то, в чем стоит сниматься.

Космос в «Бригаде» была первая моя большая работа. Об общественном резонансе, который вызовет этот сериал, о будущей славе тогда никто не думал. По крайней мере я. Был интересный сценарий и режиссер, для которого это тоже был дебют и который своей энергией заражал нас.

Мне кажется, что герои «Бригады» - это порождение политики, которую в те годы вела наша страна. Значение закона ослабело, и те, кто посильнее, сориентировались на месте. И, сориентировавшись, поняли, что не закон, и не правительство, и не по-настоящему авторитетные личности формируют наше сознание, нашу жизнь, наши взгляды. Эту нишу вполне могут занять они. Чему Космос, Пчела, Саша Белый нас научили? Наверное, тому, что правитель-ству нельзя быть до такой степени мягкотелым, чтобы не контролировать общество.

Греховного ничего в актерской профессии нет. Напротив, эта профессия нравоучительная. Артисты далеко уже не скоморохи. Они несут зрителю мысль, а не только развлечение.

Мне очень понятна та жизнь, которую Павел Лунгин показал в «Острове». Какое-то внутреннее стремление к этому у меня есть, но пока находятся силы, чтобы существовать в светском мире и пытаться жить с правдой и со стремлением к святости здесь.

От Интернета я себя стараюсь ограждать. Иначе могу пропасть там на всю ночь. А ведь нужно давать себе время на отдых. Сцена отнимает много сил - и физических, и душевных. И вне сцены приходится себя ограничивать -не позволяешь каких-то лишних развлечений, слабостей. Но эти лишения оправданны.

Подготовила Юлия ШИГАРЕВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых