aif.ru counter
22.02.2007 12:15
20

Нефть без «Дружбы»

Сразу три соседа России на прошлой неделе заявили о том, что берут курс на снижение зависимости от российской нефти. Литва, Белоруссия и Украина (в лице президента) заявили, что будут координировать свои действия, чтобы избежать, как заявил президент Литвы Адамкус, давления и нефтяных «манипуляций со стороны господина Путина». «АиФ» проанализировал, насколько возможна реализация планов «тройки» по переходу с российской нефти на норвежскую и венесуэльскую, и не станет ли новое объединение «поясом враждебности» по отношению к России.

Назло соседу

В 1920-х годах в советской литературе часто встречался термин «малая Антанта» - государства Балтии и Восточной Европы, которые, как утверждали советские пропагандисты, «ставили палки в колеса» молодой советской республики. После заявлений президента Путина в Мюнхене и президента Адамкуса в Вашингтоне, у российских политологов есть шанс придать забытому термину новый смысл - три страны-транзитера российской нефти решили пойти против России.

Впрочем, Литва это сделала еще в прошлом году. После ее жесткого отказа продать Мажекяйский нефтеперерабатывающий завод российским компаниям (его приобрела польская PKN Orlen), Россия перекрыла северо-западную ветку нефтепровода «Дружба», отрезав таким образом прибалтийское государство от российской нефти. Это было сделано якобы для ремонта прохудившегося нефтепровода. Литва в ответ заявила о ремонте своей тоже, как выяснилось, прохудившейся желез-ной дороги, прозрачно намекнув, что из-за этого многие российские пассажиры и транзитные грузы из Российской Федерации в Калининградскую область могут и не попасть. Впрочем, Литве разговаривать языком силы с Россией было сложно и, оказавшись без российской нефти, прибалтийское государство решило импортировать нефть танкерами в порт Клайпеды. И вот уже полгода Литва покупает втридорога норвежскую и венесуэльскую нефть на Роттердамской бирже. Своим опытом Литва предложила воспользоваться Украине и Белоруссии.

Поставки с минусом

Выигрыш Литвы от «альянса транзитеров» очевиден - это увеличение доходов порта Клайпеды и литовской железной дороги. Вопрос в том, насколько выгоден предлагаемый Литвой проект Украине. Диверсификация поставок энергоресурсов - это дело, безусловно, мудрое и в долгосрочной перспективе правильное. В то же время есть ряд факторов, которые не выгодны Украине. Во-первых, Украина не Литва - в отличие от нашего балтийского партнера мы потребляем не 2,5-4 млн. тонн нефти в год, а 13-15 млн. Если при небольших поставках (как у Литвы) разница в цене российской и «роттердамской» нефти не слишком ощутима, то в украинских масштабах она будет очень серьезной. Цена поставок нефти по трубопроводу намного дешевле. По подсчетам экспертов, цена «роттердамской» нефти для Украины, с учетом всех затрат по транспортировке, будет приблизительно на 70% выше российской.

Во-вторых, и Литва, и Белоруссия, и Украина вынуждены признать: пока существующих мощностей перевалки, транспортировки и хранения нефти на реализацию проекта не хватит. Только в ближайшее время на подготовку нефтебаз и обновление железной дороги под этот проект Украине нужно потратить более 50 млн. долларов. Минтопэнерго заявляет, что готово выделить такие средства, и пойдут они, прежде всего, на создание резервуаров для нефти на Кременчугском, Надвирнянском и Дрогобычском НПЗ. Фактически, речь идет о расширении мощностей резервуаров этих заводов, чтобы они могли вмещать месячную норму потребления нефти в Украине (1,2-1,5 млн. тонн). О необходимости создания нефтяного резерва украинские политики говорят уже два года, и дай Бог, чтоб этот процесс хотя бы стартовал.

В-третьих, химический состав российской, венесуэльской и норвежской нефти отличается значительно. И украинские, и белорусские НПЗ завязаны на российскую нефть, и их пере-ориентация на нефть другого химического состава потребует значительных капиталовложений. А учитывая, что четыре крупнейших НПЗ Украины (Кременчугский, Лисичанский, Одесский и Херсонский) в той или иной степени контролируются российскими компаниями, сделать это будет не- просто.

И наконец, не факт, что «роттердамской» нефти хватит всем. Например, Норвегия, по прогнозам, будет постепенно снижать добычу нефти из-за постепенного истощения запасов. А цена нефти из Венесуэлы высока из-за слишком дальней транспортировки и потенциально нестабильна из-за неоднозначной политической позиции Венесуэлы (ее президент Уго Чавес считается главным оппонентом США).

Москва мечтам не верит

Учитывая, что в 2006 г. 79,3% нефти пришло в Украину из России, возможная реакция российских властей на заявления «альянса транзитеров» для нас очень важна. Безусловно, в Москве понимают, что формирование нефтяной цепочки Литва -Белоруссия - Украина напрямую противоречит интересам России. Впрочем, там также осознают и проблемы, которые не позволят ни Украине, ни Белоруссии найти нефтяную замену России в ближайшем будущем.

Судя по последним заявлениям высших должностных лиц России, пик реакции Москвы на нефтяные заявления придется на их инициатора - Литву. Росприроднадзор уже сделал прозрачный намек Литве, заявив, что заявленный ремонт части «Дружбы» затянется еще на годы и велика вероятность того, что российская нефть на литовские НПЗ в ближайшие десятилетия поступать не будет вообще.

Что касается Украины, то мы можем пострадать в результате того, что Россия в ответ на заявления Литвы ускорит проектирование и строительство нефте- и газопроводов по дну Балтийского моря из России в Германию. И тогда доля Украины в транспортировке российских энергоносителей (около 40% российской нефти и около 80% российского газа поставляются в Европу через Украину) может упасть намного быстрее.

Сергей Иванов

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых