aif.ru counter
15.02.2007 13:38
18

Министр Николаенко о цене образования, частных вузах и стоянии на уроках

Все проблемы в нашем образовании можно быстро и эффективно решить, считает министр образования и науки Украины Станислав НИКОЛАЕНКО. Но на все нужны деньги и воля правительства.

Кто содержит школы и вузы?

- Недавно Минобразования пересмотрело структуру госзаказа. При этом, несмотря на существование закона, по которому студенты должны выплатить стоимость обучения, если они не работают по специальности, отрабатывать дипломы они не стремятся. Возникает вопрос: что получают в вузах - специальность или просто образование?

- В соответствии с Законом «О высшем образовании» наши студенты получают образовательно-квалификационный уровень - то есть и первое, и второе. В западных вузах только образовательный, а квалификацию человек получает уже на производстве, после того как отработает несколько месяцев и сдаст экзамены на профессию. И это правильно: как можно получить, например, квалификацию инженера-литейщика, если в вузе нет ни одной печи? Мы тоже частично переходим на западную систему: например, сразу после юрфака никого не берут на работу адвокатом, нотариусом. Надо сначала набраться опыта, а потом сдать квалификационный экзамен. Кстати, такой подход решает проблему стажа, который требуют от молодого специалиста при приеме на работу.

- Что нужно для того, чтобы специальность получали непосредственно на рабочем месте?

- Нужны сотрудничество с предприятиями, инвестиции государства и бизнеса. Для сравнения: в либеральной Великобритании 62% затрат университета покрывают государственная и местная власти, а плата за образование не превышает 12% общих расходов. То же самое в Канаде. В Германии поступления от государства и фондов в бюджеты университетов составляют 90-95%, в США - 59%. А в Украине государство оплачивает только 60% расходов, бизнес - меньше 1%, зато плата за образование  в структуре университетского бюджета составляет 39%. Получается, что в образование сегодня инвестируют только государство и родители. Бизнесмены практически не тратятся на воспитание кадров, они считают: мы заплатили налоги, а все остальное - дело государства.

- У многих бизнесменов сейчас есть идея создания вузов «под нужды» своего предприятия. Как вы к этому относитесь?

- Скептически. За год-два вуз не создать. Образование - сложный механизм, и точечными вливаниями тут не поможешь. Своих Кулибиных, Королевых и Патонов нужно растить со школьной скамьи. Тут надо вкладывать не в свой собственный университет, а в систему, чтобы найти талантливого ребенка еще в саду, а потом в школе отшлифовать, помочь поступить в вуз, обеспечить стажировку. Траты на образование и подготовку кадров должны быть заложены в себестоимости продукции. Пусть товар будет дороже на гривну: и потребителю не накладно, и у производителя появляются средства на образование. Я предлагал ввести траты на образование в себестоимость товара несколько лет назад. Но тогда решили, что это станет дополнительной лазейкой для уклонения от налогов. Поэтому договорились давать на образование 3% фонда зарплаты. В нынешнем году этот фонд в Украине составляет около 160 млрд. грн. Выделить из них 5 млрд. на образование - это было бы серьезной поддержкой.

- С техническими вузами система отбора студентов предприятием работает, а как быть с гуманитариями? Кто будет спонсировать их, чтобы они тоже на выходе могли работать по специальности?

- Ответ на вопрос - в том, сколько национального богатства распределяется через бюджет: в Украине - 32%, в Швеции - 53. Поэтому министерство не может заплатить по труду педагогам (учителям), не может создать при каждом университете экспериментальные детские сады и школы, чтобы не только будущие учителя практиковались, но и профессора и академики имели базу для своих педагогических исследований. Вспомните Шацкого, Оуэна, Макаренко - все они работали с детьми. Чем бы ни занимался профессор, он должен уметь научить этому детей - и школьников, и студентов.

Об унификации и специализации

- Судя по всему, переход на Болонскую систему необратим. Вас не смущают разговоры о кризисе образования в Европе?

- Хотел бы я иметь такой кризис. Доход на одного финна и норвежца составляет 35-40 тысяч долларов. Реальный кризис был в образовании Европы в начале 1990-х, из-за чего европейцы и занялись конкурентоспособностью своего образования и созданием так называемой Болонской системы.

- Унификация учебных планов себя оправдывает?

- О полной унификации не стоит  говорить, унифицируются только базовые дисциплины. Каждый студент слушает множество спецкурсов, составляет индивидуальный план. Более того, мы приняли новый перечень бакалаврских программ: их и раньше было много, а сейчас - 46 направлений и примерно 145 четких программ. В каждой из программ 35-40% времени университет использует с учетом местных реалий, просьб и требований бизнеса и местной власти.

- Многие вузы во введении общего тестирования и унифицированных программ все-таки видят посягательство на их индивидуальность. Насколько обоснованны эти опасения?

- На практике оказывается, что у вузов бывают и другие мотивы недовольства. Болонская система не посягает на их индивидуальность. Более того - возможность составить индивидуальные планы предусматривает разовость, «штучность» образования. А внешнее тестирование препятствует необъективности и взяточничеству.

- Но ведь это тестирование одинаково для всех. А как быть с разным уровнем школ и разным уровнем вузов? Каждый вуз предлагает свои тесты, чтобы отобрать подходящих ему студентов.

- Отличаться должны не вступительные, а выпускные тесты, если вуз хочет доказать свою исключительность. Ломоносов начал учиться в 18 лет. Если бы ему тогда дали тест из Киево-Могилянской академии или КПИ, он бы так никуда и не поступил и ничему не научился. Что касается школ, какого бы они ни были уровня, существует набор знаний, обязательный для всех. И именно его надо проверять.

- А как быть со специализацией? Многие школы вводят ее в старших классах.

- Это действительно большая проблема. Вводя профильное обучение, дирекция часто исходит не из талантов и склонностей учеников, а из наличия преподавателя. Или из желания родителей. Ранняя специализация может сломать человека и помешать ему реализовать его таланты. Мы планируем сделать специализацию в школах с 10-го класса, когда полностью перейдем на 12-летнее образование. Но только там, где есть несколько параллельных классов. Кроме того, мы ведем переговоры с Минтруда о ранней диагностике психики, чтобы определять наклонности учеников, проводить профориентацию. Разработан и госстандарт: 70-80% учебного времени по всей Украине расходуется одинаково, на специализацию может быть выделено 20-30%.

Массаж во время урока

- По всей стране прокатилась новость: Николаенко хочет заставить детей учиться стоя. Что это за новшество?

- Это искривленная информация. Новшество состоит в том, чтобы ребенок, который устал сидеть, мог поменять положение: встать, разуться и постоять за специальной стоячей партой на массажном коврике, выровнять спину, потянуться. Сейчас ведется эксперимент: такие парты поставлены в нескольких школах Кировоградской и Хмельницкой областях, дети добровольно учатся за ними по несколько минут во время урока

- Если увеличить зарплаты, проблема кадров в школах решится?

- Зарплаты - важная составляющая, но, конечно, это не все. Вот вам показатель: до недавнего времени в Киеве были укомплектованы все школы, а после повышения коммунальных тарифов появилось 70 вакансий. Но просто увеличить зарплаты - мало, нужно создать нормальную материально-техническую базу. Посчитать нетрудно: на обновление базы школ - 14 млрд. грн., еще 9 млрд. ежемесячно на содержание оборудования.

- Не лучше ли отдавать бюджетные деньги родителям в виде ваучеров? Приводя ребенка в школу, они бы несли туда эти деньги и следили за их использованием.

- Эта система не работает. Если в маленьком селе школа на 300 мест, а учится 60, так что - ее не надо отапливать, обслуживать или детей не нужно нормально кормить? Если будет ваучерная система, мне придется закрыть сельские школы. Несомненно, принципы финансирования нужно менять, но не так. Мы сейчас выделяем на образование около 6,6% ВВП. А надо хотя бы 8% - и вывести ВВП из тени. Вот тогда бы у нас было конкурентоспособное образование и конкурентоспособная Украина. Сейчас коалиция над этим работает.

Беседовала Марыля Босакевич

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых