aif.ru counter
14.02.2007 13:32
52

Реформа ЖКХ по-харьковски: ноу-хау от мэра

Уже больше месяца харьковчане живут по-новому. В городе началась масштабная реформа жилищно-коммунального хозяйства. В жэках, кроме начальства и бухгалтерии,  остались только дворники и паспортистки. Вся повышенная с января квартплата идет на счета службы единого заказчика - КП «Жилкомсервис». Произошедшие преобразования городские власти считают удачными и даже намекают, что по пути первой столицы пойдут другие города Украины. О том, что такое реформа ЖКХ по-харьковски, «АиФ» рассказал мэр города Михаил ДОБКИН.

Работы в приватизированной квартире - за отдельную плату

- В Чем суть харьковского варианта реформы жилищно-коммунального хозяйства и плюсы новой схемы оказания услуг?

- Чтобы реформирование ЖКХ стало возможным, нам нужно было достичь двух целей: разграничить ответственность и создать конкуренцию. Мы четко обозначили, за какие виды работ жильцы платят городу, и что мы обязаны делать за эти деньги. Любые работы внутри приватизированной квартиры производятся за отдельную плату, а в тариф включено обслуживание мест общего пользования. Все, что жильцы платят за содержание дома, идет исключительно на текущие работы, а капитальный ремонт мы будем дотировать из городского бюджета.

Второй кит, на котором стоит наша реформа, - создание конкуренции на рынке ЖКХ. Отношения жэков и населения до последнего времени оставались абсолютно советскими. Население обязано было платить за квартиру, а жэки могли выполнять работу, а могли ее имитировать. Главная беда, которая крылась в этих «совковых» отношениях, - то, что коммунальщики сами себе заказывали работы, сами их оплачивали и сами же себя контролировали. Возможно, наиболее ответственные и работали, но это было скорее исключением из правил. При СССР низкое качество работ в сфере ЖКХ компенсировалось копеечной оплатой. Сейчас же мы поняли, что прожить на старые тарифы невозможно. А поднимая их, необходимо повышать качество услуг. Начали ломать эту систему и строить новую на основе рыночных отношений.

Но конкуренция конкуренцией, а мы, как местная власть, должны обеспечить нормальную жизнедеятельность города. Для этого мы вводим многоуровневую систему контроля за оказанием услуг в сфере ЖКХ. Главный контролер - коммунальное предприятие «Жилкомсервис». Это предприятие собирает деньги жильцов, заказывает и оплачивает услуги. Кроме «Жилкомсервиса», оказание услуг контролируют рай-исполкомы, дальше - те организации, которые мы создаем на базе КПЖРЭПов и жэков - это районные филиалы и участки КП «Жилкомсервис». За результат каждый отвечает своей зарплатой.

В вузе будут учить на управдомов

- Будет ли у харьковчан возможность контролировать работу коммунальщиков?

- Сегодня в отношениях между районом, единым заказчиком (КП «Жилкомсервис») и городской властью, как контролирующим органом, отсутствует одно звено - человек или организация, которая должна представлять интересы конкретного дома. Такой человек обязан знать всю историю дома: в каком году что меняли, когда заканчиваются сроки эксплуатации труб, когда нужно ремонтировать крышу. Сейчас это лучше всего знает начальник жэка или мастер, а вне системы ЖКХ людей с необходимыми навыками нет. Я веду переговоры с ректором Харьковской национальной академии городского хозяйства о том, что там будут готовить таких специалистов - управдомов. Но на их обучение уйдет время, а пока эту функцию будут выполнять участки «Жилкомсервиса»: они обязаны следить за домом и от имени жильцов контролировать исполнение работ. Но если жильцы будут жаловаться, а специальная контрольная инспекция установит, что мусор не вывозился, то человек, подписавший акт выполненных работ, будет «наказан рублем».

Мы запускаем и дублирующий механизм, чтобы население могло сообщать нам о своих проблемах напрямую, минуя все бюрократические препоны. Это телефонная диспетчерская служба «062», которая начала работать в Харькове в январе. Она взаимодействует с КП «Жилкомсервис», и информация оттуда поступает лично мне. Эта система будет работать следующим образом. Жилец звонит в «062», его заказ принимают и проводят по определенной цепочке: например, человек сообщает, что в его подъезде не работает лифт, диспетчер передает эту информацию, и на место выезжает ремонтная бригада. Обращение жильца будет снято с контроля только после того, как ему перезвонят и получат подтверждение, что лифт починили.

- Есть коммерческие структуры, желающие работать на харьковском рынке ЖКХ?

- Уже семь местных частных структур изъявили желание взять на обслуживание жилой фонд - от улицы до целого района. Эти организации должны показать нам, сколько они готовы инвестировать: на какую сумму купить новую технику, инвентарь, форму сотрудникам. Мы пока ведем с ними переговоры. Кроме того, мы ведем переговоры с компанией «Дусман»-Украина». Это филиал немецкой компании, которая работает в Луганске, и в Харькове обслуживала Южный вокзал. Они хотят взять на обслуживание целый район и уже заявили, что готовы инвестировать в наше ЖКХ миллион евро. Я также провел переговоры с французской компанией «Veolia». Это крупнейшая в мире компания, работающая в сфере услуг ЖКХ. Французы готовы прийти на наш рынок и качественно изменить работу КП «Вода», присмотреться к деятельности «Харьковкоммуночиствода» и создать свои филиалы, которые будут заниматься обслуживанием нашего жилого фонда.

Жэки отпустят на вольные хлеба

- ПоЧему у жэков забрали слесарей, сантехников, электриков, и какие функции у них остались после всех этих преобразований?

- Раньше КП «Харьковские тепловые сети» отвечало за подачу тепла к дому, а обязанность обеспечить попадание теплоносителя в квартиры лежала на слесарях жэка. Как правило, КП «Харьковские теплосети» в два-три раза быстрее, чем жэки, справлялись с подготовкой к отопительному сезону. В итоге, когда тепло уже подводили к дому, выяснялось, что внутри система не работает. Поэтому мы решили, что все внутридомовые системы, обеспечивающие подачу тепла, горячей и холодной воды и водоотведение, будут обслуживать предприятия, получающие деньги за эти услуги. Коммунальные предприятия «Вода», «Харьковские тепловые сети», «Харьковкоммун-очиствод» уже создали у себя специальные подразделения, куда перешли слесари и сантехники из жэков. Сегодня каждое из этих коммунальных предприятий создало у себя аварийно-диспетчерскую службу, они приобретают машины и экипировку. В жэках пока остались дворники, хотя в перспективе их наймет на работу еще одно коммунальное предприятие - «Харьковблагоустройство». Сейчас в уборке города есть серьезная проблема. Харьков долгое время жил по советской системе: за каждым предприятием, воинской частью, вузом была закреплена территория, которую они убирали. Прошло 15 лет, фактически 90% предприятий поменяли форму собственности. Коммерческие структуры говорят: «Мы платим налоги в местный бюджет, так что убирайте сами».

Чтобы решить эту проблему, для начала мы обязали максимальных накопителей мусора убирать за собой. За каждым рынком закрепили территорию, и если город нужно убирать два раза в день, то рынок - от трех до пяти раз. Чтобы убрать ту территорию, которая не закреплена за рынками или местами массового скопления киосков, мы и создали КП «Харьковблагоустройство». «Жилкомсервис» из квартплаты будет платить ему деньги за уборку придомовой территории, а на все остальные работы предприятие будет получать деньги из городского бюджета. Эта реорганизация для нас самая сложная, потому что на работу нужно нанять четыре тысячи дворников. Мы планируем платить им около 1000 гривен в месяц, в зависимости от состояния убираемой территории.

После всех этих преобразований в жэке останутся паспортистка, мастер, начальник и бухгалтерия. На этой базе может быть создана структура, которая возьмет на себя функции управдома или же будет зарабатывать тем, что наймет тех же слесарей и сантехников для выполнения платных работ внутри приватизированных квартир. Чтобы жэки смогли конкурировать на рынке ЖКХ с частными структурами, которые туда обязательно придут, мы обеспечиваем им некие стартовые условия. Во-первых, мы готовы будем передать право пользования помещением жэка коллективу. Во-вторых, их преимущество заключается в том, что они первыми оказались на этом рынке.

В заключение я хочу отметить, что любое начинание дается всегда непросто. Но жизнь доказывает, что нет проблем только у тех, кто не идет вперед. Мы идем своим путем, создавая собственную модель реформы ЖКХ. Уверены, что у нас все получится, и Харьков станет примером работы жилищно-коммунальных служб. Ведь только тот, кто работает, добивается цели.

Беседовала Дарья Андреева

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых