aif.ru counter
08.02.2007 14:00
40

Как будут дорожать билеты на поезда

Украинский Минтранс объявил, что повышает цены на железнодорожные билеты. Приказ, подписанный министром, определяет новый график подорожания услуг «железки».

ФАКТ

В течение марта и апреля проезд в поездах будет обходиться уже на 5% дороже, с мая по июнь билеты поднимутся в цене еще на столько же, с 1 июля по 31 августа за билет придется выложить на 15% больше, с 1 сентября до конца октября стоимость проезда вырастет еще на 20%, а с ноября - на четверть (если брать отправной точкой цену билетов во второй половине января).

Однако не следует забывать, что это уже третья попытка поднять цены на услуги «железки» в этом году. Первые две не увенчались успехом. Напомним: еще в конце 2006-го «Укрзалізниця» утвердила план, по которому с начала этого года пассажирские перевозки должны были подорожать на 10%. Затем планировалось поднять тарифы на столько же еще дважды: в апреле и июле. Однако за два дня до Нового года Кабмин принял решение аннулировать приказ о повышении цен на железнодорожные билеты и начать это повышение с февраля, закончив его летом. Предполагалось, что билеты к отпускному периоду должны были вырасти в цене на треть.

Однако Минтранс, похоже, будет придерживаться собственного плана подорожания.

ПРОГНОЗ

Будет ли нынешний график повышения цен реализован или Кабмин все-таки перекроит его? Какие сюрпризы у билетных касс ждут украинцев? Это предсказать трудно. Хотя, если мыслить логически, «Укрзалізниця» еще не раз прибегнет к непопулярной мере (в том случае, конечно, если средства от повышения цен действительно направляются на покрытие убытков). Простая арифметика. В минувшем году билеты стали дороже на 43%. Это ощутимо ударило по кошелькам пассажиров, однако самим перевозчикам принесло только полмиллиарда «лишних» гривен на компенсацию убытков ведомства. На фоне цифры в два с половиной миллиарда (убытки «Укрзалізниці» за 2006 год), подобная компенсация выглядит не очень убедительной. Чтобы покрыть все убытки за счет пассажиров, придется повысить стоимость билетов как минимум в четыре раза.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Олесь ДОНИЙ, директор Центра исследования политических ценностей:

- Почему «Укрзалізниця» играется с ценами? Это убыточная компания. Она нуждается в средствах. Это во-первых. Во-вторых, она монополист. Ее конкурентом мог бы стать автобусный транспорт. Но автомобильные трассы у нас в плачевном состоянии, качественное автобусное сообщение не развито. Подорожание топлива постоянно бьет по карману и автомобилистов, и пассажиров. Альтернативой общественному автотранспорту мог бы стать личный автомобиль. Однако десятки тысяч соотечественников уже не приобретут машины - новые законы, пролоббированные отечественными автомобильными магнатами, лишили людей такой возможности. Этим и пользуются железнодорожники. При этом они вряд ли будут заботиться о том, чтобы повысить качество перевозок.

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:

- Главная проблема в том, что власть забывает о важной вещи: 80% отечественной экономики находится в частных руках. Это уже рынок, где административными методами - одними звонками и распоряжениями - ничего не решишь. В то же время у государства серьезных экономических инструментов, которые могли бы воздействовать на игроков рынка, нет. Вот мы и наблюдаем третью неуклюжую попытку монополиста повышения цен на билеты. Мы видим также конфликт с авиакомпаниями, которые сначала заявляют о низких ценах на билеты, а потом монополисты по поставке топлива повышают стоимость заправки, и они отказываются подниматься в воздух. А все потому, что в Украине нет единого четкого взгляда на то, что же делать с субъектами рынка - и с государственными, и с частными.

Светлана ГОЛЛАНДС

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых