aif.ru counter
37

Владислав Троицкий: «В «Дахе» мрачно, как в жизни»

 

Вы можете представить шекспировский «Макбет» почти без слов, зато с масками, украинскими народными песнями под индийские и африканские барабаны, шаманскими танцами, и не без политики?

Если нет, значит, вы находитесь в положении заинтригованных лондонцев, пригласивших театр «Дах» в конце января выступить на самой престижной творческой площадке Барбикан-центра. Если да, значит, вы уже видели этот спектакль в Киеве. Творчество «Даха» может вызвать какие угодно чувства - восторг, недоумение, негодование, но только не скуку. Впрочем, как и общение с его основателем - режиссером Владиславом Троицким.

Сам себе режиссер

- Как «Дах» вписывается в киевское театральное пространство?

- Как режиссер я в Киеве чужой. В 1994 г. я создал «ДАХ», а в 1996 г. организовал здесь актерско-режиссерскую школу - для себя и своих сподвижников, пригласил из разных стран режиссеров, работающих в разных театральных стилях. Эта школа, которая, кстати, дала мне больше, чем обучение в ГИТИСе,  никак не была связана с киевской театральной  традицией, местными театральными кланами. Кроме того, «Дах» - это частный, некоммерческий театр, который ни от кого не зависит.

- Как относитесь к городу, в котором вы - чужой среди своих?

- Отношусь специфически. С одной стороны, это безумно красивый город с мощной энергетикой, некогда духовный и образовательный центр Киевской Руси. С другой стороны, в Киеве отсутствует серьезный городской культурный контекст. Здешняя культурная среда очень провинциальна, лишена целостности. Есть так называемая старая киевская интеллигенция. Но этих людей катастрофически мало, и их постоянно вытесняют на второй план более сильные провинциалы. В то же время в столице живет огромное количество фантастически умных, образованных, талантливых людей. Но и они разрознены, а потому не могут являться реальной силой, определяющей сознание города. Увы, концерт оркестра под руководством Кофмана или какие-нибудь интересные выставки находятся на периферии сознания среднестатистического киевлянина.

Энергетика нации в пении

- В Чем главная идея Центра современного искусства «Дах»?

- На небольшой территории нашего театра мы пытаемся создать академическое

заведение. Академическое в смысле трепетного уважения к традициям. С одной стороны, мы соблюдаем традиции реалистического театра, а с другой - ведем фундаментальные ис-следования драматургии, экспериментируя, используя фольклор во всех причудливых проявлениях.

- Вы стали активно обращаться к фольклору и разным этническим штучкам гораздо раньше, чем они массово вошли в моду. Почему?

- Фольклор - это давняя традиция украинского музыкально-драматического театра, к которой обращались еще Кропивницкий и Саксаганский. Кроме того, я убежден, что основная энергетика украинской нации до сих пор находится в музыке и пении. Хотя, несмотря на то что украинцы считаются очень музыкальным народом, реально народное пение в городе слушают очень немногие. Для того чтобы городское сознание стало воспринимать народную песню и культуру, ее нужно существенно осовременить. Считаю, что мне успешно удается смешивать контрастные явления в одно органичное целое. Например, в моих спектаклях элементы народного костюма восточной Украины могут выглядеть весьма гармонично, как нечто очень украинское, так и  внекультурное и даже архаичное. Точно так в музыке нашей группы «Даха-Браха» соединяются арабские ритмы с украинским эпическим пением или японские барабаны со свадебными песнями. На мой взгляд, получаются совершенно фантастические по энергетике, драйву вещи.

- Музыканты из «Дахи-Брахи» - не первые, кому доводилось сопровождать ваши спектакли. Куда делись их предшественники?

- «В поисках утраченного времени» - первый спектакль, который мы создали вместе с  фольклорным коллективом «Божичи». Это был хепенинг, когда зритель участвовал  в круговороте жизни несуществующего села - ел настоящее сало, картошку, пил самогонку, попадал на свадьбу, похороны, проводы в армию. Потом мы сотрудничали с группой «Древо» - основоположницей настоящего фольклоризма. Но все же, будучи гениальными специалистами в своей сфере, к театру они относились непрофессионально.

А «Даха-Браха» подходит нам идеально. Без нее слабо реальны многие наши спектакли. В коллективе 4 выпускницы факультета фольклористики из института культуры и один актер нашего театра. Сначала они просто пели народные песни, потом в их исполнение были привнесены элементы других музыкальных культур - как этнических, так и классических. Зазвучали индийские таблы, казахский барабан. Теперь в коллекции музыкантов около сорока экзотических ударных инструментов.

- Вы хорошо знаете своего зрителя?

- В наш театр приходят не ради развлечения, и не «за позитивом». Его у нас не много. Все мрачно, как жизнь, во всем ее трагическом величии. Зрители, приходящие к нам не единожды, по всей вероятности, получают недюжинный заряд вдохновения, и потом творят. Им можно позавидовать.

СПРАВКА

Владислав Троицкий родился, в городе  Улан-Уде в России. Так что бурятский бэкграунд не может не проявляться в его спектаклях, если не на сознательном, то на подсознательном уровне.

В 1987 г. закончил Киевский политехнический институт, затем  аспирантуру. Говорит, техническое  образование позволяет ему подходить аналитически к любому делу, структурировать даже массив бессознательного. В 1994 г. основал Центр театрального искусства «Дах», который финансирует в основном за счет бизнеса - радиотехнического, сельскохозяйственного и торгового. В 2002 г. закончил ГИТИС. В 2005 г. основал этно-хаос группу «Даха-Браха». Женат, воспитывает шестилетнего сына.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых