aif.ru counter
18.01.2007 12:13
17

Проесть не так сложно, как заработать

Обвинения оппозиции в адрес городских властей в умышленном занижении доходной части бюджета-2007 вынудил Киевсовет пойти на частичные уступки и увеличить ожидаемые доходы городской казны на 1,6 млрд. грн. Эта сумма распределится между строителями, медиками, транспортниками и структурами, обеспечивающими соцзащиту киевлян.

Бюджет примирения?

В отличие от многих городов Украины, Киев встретил 2007 г. с утвержденным бюджетом. Несмотря на то что оппозиционные  силы в Киевсовете не участвовали в голосовании за утверждение проекта главного финансового документа на 2007 г. (противники мэра  считают, что доходная часть бюджета могла бы вырасти как минимум втрое, если бы земельные наделы, раздаваемые городскими властями, выставлялись исключительно на аукционы), в кулуарах практически все депутаты соглашаются, что новый бюджет, со всеми его недостатками лучше, чем финансовая неопределенность.

К тому же оппозиции удалось вынудить городские власти пойти на определенные уступки. После того как депутатам был предложен изначальный проект бюджета,  предусматривавший доходную и расходную части в размере 11,6 млрд. грн., главное финансовое управление нашло дополнительные  источники для привлечения еще 1,6 млрд. грн. В результате бюджетные показатели на 2007 г. практически вдвое превысили финансовую смету столицы прошлого года.

Основным источником бюджетных поступлений (80%) для Киева остались налоги на доходы физических лиц, прибыль предприятий и увеличение рыночной стоимости. По сравнению с прошлым годом, в 2007 г. поступления от данного вида налогов увеличатся на  3,179 млрд. грн. В частности, вырастут поступления от налогообложения доходов физических лиц - на 3,1 млрд. грн. и налога на прибыль предприятий  - на 18,2 млн. грн. На 64,5 млн. грн. больше город планирует получить от сборов за специальное использование природных ресурсов, а именно - платы за аренду земли. На 42 млн. грн. возрастет наполнение доходной статьи от местных налогов и сборов. На 154 млн. грн. больше Киев планирует получить от платы за собственность и поступлений от предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, штрафов и финансовых санкций, поступлений от бюджетных организаций.

Значительно увеличатся доходы городской казны и от операций с капиталом.  На фоне уменьшения более чем на 28 млн. грн. поступлений от приватизации коммунального имущества, существенно изменятся поступления от продажи земли  - с 1,463 млн. грн. до 630 млн. грн. Также возрастут финансовые поступления от целевых фондов (паевое участие инвесторов в развитии социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города, сбор за загрязнение окружающей среды, поступления от инвестиционных соглашений, плата за разрешение на использование участков для размещения объектов наружной рекламы). В общей сложности власти рассчитывают собрать от данных видов деятельности больше на 417 млн. грн.

Между тем, в текущем году государство впервые урежет Киеву финансовые аппетиты на 2,7 млрд. грн. Именно эта сумма будет передана в государственный бюджет в качестве обязательных отчислений, а не 700 млн. грн., как в 2006-м. Однако депутаты утверждают, что в любом случае бюджет текущего года выглядит намного лучше, чем предыдущий.

Призрачная социальность

При всех, на первый взгляд, преимуществах нового финансового пирога Киева, который городское руководство окрестило «социальным», в нынешнем году город и киевляне

могут испытать на себе все прелести финансового кризиса. На фоне рекордного (в этом году город потратит 1,7 млрд. грн. против 611 млн. грн. прошлого года) за всю историю Киева увеличения финансовых затрат на социальную защиту населения: адресную материальную помощь малоимущим, финансовую и не финансовую поддержку льготных категорий, городские власти практически не предусмотрели денег на экологические программы - реконструкцию пятого полигона по захоронению бытовых отходов, Бортнической станции аэрации, мусоросжигательного завода «Энергия» и расходы по вывозу и захоронению радиоактивных отходов с завода «Радон». Кроме того, повысив тарифы до «экономически обоснованного» уровня, мэрия не пересмотрела тарифы на вывоз твердых бытовых отходов. И уже в ближайшее время, учитывая, что полигон №5 не принимает перевозчиков, а сами мусорные компании не могут работать без денег, практически весь Киев может утонуть в мусоре.

Неутешительная для кошелька киевлян ситуация сложится и в общественном транспорте. Городское руководство отказалось заложить в бюджет текущего года компенсационные выплаты столичным транспортникам, которые обычно  покрывали их реальные затраты на перевозку. Куратору киевского транспорта Леонид Черновецкий дал поручение разработать проекты новых расценок стоимости проезда в метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Учитывая то, что проекты новых тарифов транспортники разработали давно, вслед за поднятием расценок на коммунальные услуги, уже в ближайшее время может последовать и рост цен на проезд. Соответственно, кроме коммунального транспорта подорожают и маршрутные такси.

Несмотря на  увеличение отчислений на медицину, киевляне едва ли почувствуют улучшение  качества услуг в системе здравоохранения. Город забрал у районов, которые своевременно решали за счет местных бюджетов многочисленные проблемы районных поликлиник, функции распорядителей бюджетных средств, сконцентрировав заботу обо всех местных учреждениях здравоохранения в руках медицинского главка КГГА. Едва ли теперь  несколько чиновников смогут справиться с той работой, которую делали сотни специалистов, и дойти с копейкой помощи до каждого больного. И уж тем более, такой подход скорее даст толчок процветанию, а не искоренению коррупции в медицинской сфере столицы.

И наиболее важный аспект заключается в понятной всем аксиоме: запланированные финансистами громадные показатели поступлений в городскую казну нужно еще суметь претворить в жизнь. И для городской власти это будет, пожалуй, наиболее сложным экзаменом на профессионализм.

Александр Вяземский

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых