79

Влияет ли реклама водки на рост алкоголизма?

Дети смотрят сериалы, а там пьют и курят. И хорошо, если в сериале нет «продакт плейсмента» - якобы нечаянно мелькнувшей в кадре бутылки водки или пачки сигарет. Впрочем, по закону о рекламе «продакт плейсмент» к рекламе не относится. Да и вообще, разве популяризация алкоголя и табака  подрывает устои нации?

Украинские депутаты разделились на два лагеря. Одни считают, что рекламу алкоголя и табака надо запретить, поскольку и так здоровья мало, а другие утверждают, что алкоголь - двигатель рекламного рынка, и если изъять 20% его «водочной» доли из телеэфира, можно нанести серьезный ущерб стране: с одной стороны - лишить телезрителей интересных программ, а с другой - рабочих мест, созданных благодаря алкоголю, а это благополучие семей и какое-никакое развитие страны. Короче говоря, по непростым алкогольно-табачным вопросам требуется публичная дискуссия.

За три года - лавина денег

Количество денег, которые можно потерять, избавившись от рекламы спиртных напитков на украинском телевидении, имеющем 350 миллионов долларов ежегодной прибыли, впечатляет. Поэтому не стоит думать, что отказ или ограничение алкогольной рекламы на ТВ - вопрос быстрорешаемый. Борьба предстоит нешуточная.

«Закону о рекламе три года, он дал возможность подняться телевизионному рынку за счет допуска рекламы алкогольных марок в определенное эфирное время, - оценивает ситуацию Николай Баграев, глава подкомитета по вопросам электронных СМИ комитета по вопросам свободы слова и информации Верховной Рады. - А запрет рекламы алкоголя, на мой взгляд, политический шаг, никакая экономика и здравый смысл в данном случае не учитываются».

«Должно быть цивилизованное и ответственное отношение власти к бизнесу, - убеждена Екатерина Котенко, исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета. - Резкое введение ограничений на рекламу алкоголя на телевидении приведет к потрясениям на рынке, поскольку рекламные договора заключены до конца года. Если цель этих изменений - уменьшение употребления алкоголя и табака, то нужно применять комплексный подход, как на Западе, - ограничение продаж по времени, месту и возрасту покупателя. Действующий закон «О рекламе» достаточно молодой, рынок только приспособился, и опять резкое изменение «правил игры». Мы просим, чтобы ограничения вводились постепенно, чтобы действия были последовательны. Ведь отношение власти к бизнесу - это и имидж страны в том числе.»

Как считают многие, запрет рекламы алкоголя и табака - хороший пропагандистский ход для политиков, которые хотят нравиться избирателям. Может быть, закон о рекламе в новой редакции и позволит бороться с пороками общества, а пока ситуация накалена. Есть предложения транслировать рекламу алкоголя с 2 до 3-х часов ночи, звучат возмущенные голоса о том, что никаких преференций ни у одного игрока рекламного рынка быть не должно, что местные бюджеты недополучат около 50 миллионов долларов.

Торговая коррупция

«Дискуссию о рекламе алкоголя и табака следует расширить и затронуть вопрос контроля и ограничения мест их продажи, и в частности - продажи сигарет поштучно, - считает Александр Богуцкий, генеральный директор телеканала «ICTV». - Для иллюстрации расскажу о своей родной школе №8, расположенной в центре старого Львова, напротив памятника первопечатнику Ивану Федорову. Там построили киоск, где можно купить сигареты поштучно. Хотя, как известно, сигареты возле школы продавать нельзя, и тем более - поштучно. Но, конечно, для школьников и торговцев это очень удобно. Я позвонил председателю Госпотребстандарта Украины, чтобы защитить от никотина родную школу. Но сигареты там продаются до сих пор, и поштучно. Если мы хотим спасти детей от курения, надо прежде всего разобраться с торговой коррупцией».

Интересно, что вечером в Европе алкоголь купишь не везде: количество мест продажи ограничено. Американцам в возрасте до 21 года алкогольные напитки вообще не продадут. Причем этот вопрос очень строго контролируют: не ленятся спросить удостоверение личности в ресторанах, кафе, магазинах и барах. 

Пить или не пить?

По приблизительным подсчетам, в Украине 10% взрослого населения - алкоголики. Впрочем, эта цифра весьма размыта и, вполне вероятно, процент спившегося населения в нашей стране значительно больше.

«Исследования в Бельгии показали, что реклама влияет на решение пить или не пить в 1,8% случаев, - утверждает Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции. - На увлечение алкоголем, скорее, повлияют отношения с близкими, семейные традиции и плохая погода. А когда решение принято, реклама указывает в пользу той или иной марки и выбор потребителя уже зависит от качества рекламы».

«На телевидении нет рекламы дихлофоса, клея, но молодежь все равно их нюхает, - замечает Татьяна Лебедева, член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины. - Так что, на мой взгляд, нет связи между рекламой и пороками общества. Обратите внимание: на ТВ рекламируют дорогие спиртные напитки. А в массе своей люди спиваются дешевой «бодягой», а не дорогим вином».

Ксения Мелешко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых