aif.ru counter
57

Лондон, Париж и Киев - не разлей мода

Как это ни странно, но в дореволюционном Киеве такого понятия, как дизайнер одежды, не существовало вообще. Моду на наряды диктовала Европа. На женские - Париж, на мужские - Лондон. Местным портным оставалось лишь качественно ее тиражировать, а владельцам бутиков - не опаздывать с поставками новинок.

Была бы выкройка

Как и где одевались киевляне? Одни покупали наряды за границей, другие - в киевских магазинах готового платья, третьи заказывали их у местных портных. Магазины, куда одежда поставлялась прямо из Европы, были сконцентрированы в центре города. На ул. Александровской (нынешней Сагайдачного), Крещатике, Фундуклеевской (нынешней  Б. Хмельницкого), Прорезной, Меринговской (нынешней Заньковецкой), на Бибиковском бульваре (нынешнем Т. Шевченко) и др. Сколько стоило готовое платье в конце XIX - начале XX века,  сегодня точно не скажет никто, однако известно, что такую покупку себе могли позволить очень немногие киевляне. Наверное, поэтому большинство из них предпочитали обращаться к портным и портнихам, работавшим по выкройкам из английских или французских журналов мод.

Если заглянуть в киевский справочник столетней давности, то выяснится, что информации о магазинах готового платья в них гораздо меньше, чем адресов пошивочных мастерских. Объявления выглядели примерно так: «Школа кроя и шитья. Московская специальная мастерская А. Е. Кольцовой. Подол, Набережно-Никольская ул., №9, кв. 2, близ Братского монастыря, угол Волошской. Принимаю учениц. Исполняем всевозможные заказы дамских нарядов недорого, добросовестно и в срок». Да и пресса пестрела рекламными объявлениями типа «Портной А. Ф. Вильчковский. Большая Васильковская, 5. Большой выбор материи русского, английского, французского  производства. Возможен выбор мехов». Или:  «Шелк, плюш, вельвет, мадаполам, полотно, ковры - покупайте у Жако, Крещатик, 42 (во  дворе).

Дешево - благодаря дешевой аренде».

Портными и модистками работали как осевшие в наших краях иностранцы, так и киевляне. По словам киевоведа Виталия Ковалинского, у каждого из них была своя специализация. Одни шили одежду для духовенства, другие - для военнослужащих, третьи - мужские костюмы, четвертые - женские наряды, пятые - детские платья, шестые - форменные костюмы для всех категорий служащих.  Ткани и фурнитура использовались двух видов - произведенные на месте и привезенные из-за границы.

Как рассказал директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский, европейская мода киевлянами воспринималась как нечто каноническое.  В каком виде пришла, в  таком и применялась. Например, местные модистки и портные не пытались привнести в наряды столь популярные сейчас  этнические мотивы, а напротив, старались максимально точно скопировать  оригинал.

Дамы в турнюрах, господа - в визитках

Если хотите увидеть, как одевались киевляне в конце ХIХ - начале ХХ вв., посетите тематическую выставку в Музее одной улицы, иллюстрирующую историю городской моды того времени. «Собрать  коллекцию было очень непросто, - рассказывает Дмитрий Шленский. У нас на это ушло 3 года. Дело в том, что в 20-х годах прошлого века Киев переживал настолько бурные события, что горожанам было не до  сохранения таких «тленных» ценностей, как платья или фраки. Поэтому то, что нам удалось собрать, подвергалось очень серьезной реставрации. Спасибо, помогли киевские театры. Там еще сохранились мастерицы, способные восстановить, например, старинное кружево».

Вот бальное платье, характерное для времен Натальи Гончаровой. Естественно, такое  могли себе позволить только очень состоятельные дамы. Пышность ему придает одетый под низ кринолин  - широкая юбка на тонких стальных обручах. В 1870-х гг. кринолин сменило еще более экзотическое  «ноу-хау» - турнюр. Это  специальное приспособление в виде ватной подушечки или конструкции из ткани и металлических пластин, формировавшее специфический женский силуэт - нелепо оттопыренный или же грациозно изогнутый. Все зависит от того, кто как на это смотрит. А вот  наряды в стиле модерн - с асимметричными застежками, острыми плечами, богато отделанным подолом или с огромным количеством кружева - для придания эффекта «туманности», «задымленности».

Характерно, что мужская мода того времени менялась далеко не так радикально, как женская. Разве что во второй половине  ХIХ в. из обихода франтов ушли многоцветные фраки, полосатые и клетчатые брюки, а пышные галстуки стали более узкими и украсились плоскими бантами. А вот форменный сюртук, который носил чиновник министерства юстиции, визитка - специальный костюм для официальных визитов, жилет и котелок. Рядом висит символ достатка и высокого положения в обществе - фрак, белоснежный жилет и цилиндр.

В Музее одной улицы можно увидеть коллекцию перчаток - аксессуара, без которого приличный человек не мог появиться на улице. Имеется тут и  специальный крючок из слоновой кости для затягивания перчаток точно по руке и пинцет для их снятия.

Екатерина Филипенко

Куда киевляне «выгуливали» свои наряды


Элегантные платья, равно как и изящные украшения, требуют, чтобы время от времени ими непременно любовались. Иначе, находясь в шкафу,  они быстро чахнут и блекнут. Куда же киевляне  «выгуливали» свои наряды?

Как утверждает Дмитрий Шленский, в первую очередь это были театры и концерты. На сцене оперного театра выступала не только киевская труппа, но и гастролировавшие по миру звезды. Среди них, например, была несравненная Сара Бернар. Часто концерты знаменитостей с мировыми именами проводились на контрактовых ярмарках, которые до конца ХIХ века сохраняли статус не только торговых, но и культурных площадок. В разное время тут бывали и Лист, и Венявский, и Шаляпин. Кстати, Федор Иванович особенно любил выступать в Гиппопаласе (цирк Крутикова, построенный в 1903 году на месте нынешнего кинотеатра «Украина»). 

Прогулки по паркам, походы в кафе-шантан или просто в гости друг к другу также предполагали красивую одежду. Ну а во всем блеске и при полном параде киевляне ездили на балы. Дворяне - в дворянское собрание, купцы - в купеческое.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых