aif.ru counter
07.12.2006 13:48
31

Почему в телеэфире развелось столько сериалов?

На фоне успеха «Танцев со звездами» и слез умиления от «Фабрики красоты» жаловаться, что смотреть на украинском телевидении нечего - все равно, что верить светской львице, горестно перебирающей свой гардероб: «Нечего одеть!». Да и кто, как не телевизионщики, пытаются сделать нашу жизнь интереснее?

Сериалы на два рынка

Украинский эфир сегодня «забивают» сериалами. Время увлечения реалити-шоу, утренними программами и ток-шоу прошло. Телевизионная мода меняется, но, похоже, сериалы - это надолго.

«Мне очень тяжело оценивать украинское телевидение, потому что в основном это не отечественное ТВ, а сборник из теле- и кинопродукции разных стран мира, - признается Владимир Арьев, телеведущий и генеральный продюсер продюсерского центра «Закрытая зона». - Сегодня украинским продюсерам проще купить российский продукт, откатанный по России, и показать его в Украине. Причем, многие считают, что приобрести российский телесериал - уже супер-удача. Это же намного дешевле и не надо рисковать! Пока наш рекламный рынок не дорастет хотя бы до миллиарда долларов в год, нам вряд ли на что-то стоит надеяться».

«Собственное производство украинских телеканалов минимально рентабельно, - объясняет Сергей Назаров, программный директор СТБ. -  Поэтому сегодня все, что касается большого производства сериалов, - это совместные с Россией проекты. Продавая сериалы в Россию, получаешь рейтинги и доходы и здесь, и там. Это позволяет проекту быть прибыльным. К сожалению, в нашей стране пока нет значительных художественных проектов, снятых исключительно для украинского рынка, основанных на наших реалиях. Такой проект очень сложно продать другой стране». 

Меняем Базилио на Василия

Когда один известный журналист поинтересовался, почему Марина Могилевская во всех сериалах играет на одной интонации, телепродюсер Виктор Приходько из компании «Про-ТВ» ответил весьма доходчиво: «Успокойтесь! Вы не попадаете в целевую аудиторию этих сериалов. Да, они не являются шедеврами, но это правильные телепродукты. Кстати, их качество оценивает рейтинг, а не критики. Сериал - возможность заработать деньги. Вот мы сейчас продадим два своих сериала и снимем большое кино. Сериалы - тот грунт, на котором вырастут цветы кино».

«А еще сериалы - это легкая и проверенная годами форма привязывания зрителя, - объясняет Валентин Коваль, генеральный продюсер М1. - Понятно, что телевидение работает ради рекламодателя, которому нужен массовый зритель, чтобы продавать массовые товары. Всегда проще взять готовую, протестированную сто раз, облизанную со всех сторон идею, работающую на одном рынке, и приправить ее местным колоритом. Если это программа - взять своих участников, если сериал - поменять Базилио на Василия и Клаудию на Клавдию».

«Тройка» за интересную идею

Как отмечают телевизионщики, самое главное - количество украинских программ все-таки увеличивается. Свою часть эфира отвоевали документальные фильмы, о чем несколько лет назад можно было только мечтать. Каналы, имеющие деньги, могут купить приличные фильмы и западные шоу.

«Сегодня серьезные деньги вкладываются в сериалы, в кино. Новости, документалистика, как мне кажется, финансируются по остаточному принципу, - считает журналист «1+1» Константин Грубич. - Новости - очень дорогое удовольствие, их финансируют от безысходности. Потому что без новостной службы нельзя. А чтобы новости были шикарными, в них тоже надо вкладывать бешеные деньги. К сожалению, многие известные люди, зарекомендовавшие себя на телевидении, с оригинальными идеями «обламываются», потому что их почти невозможно воплотить. Вот продюсер посмотрит на интересную идею и говорит: «Это тройка». Не в смысле три балла - как в школе, а 3% рейтинга. Сейчас 3% рейтинга - очень хороший показатель даже для большого канала. В кулуарах телевидения появилось выражение - «жвачка для глаз», так называют развлекательную телепродукцию. Глядя на красивую картинку, не нужно думать».

Разговор в пользу бедных

«Не думаю, что в Украине есть недостаток интересных идей и творческих людей. Большая проблема для центральных каналов - боязнь ошибиться, - считает Валентин Коваль. - А вдруг новый проект не наберет нужный рейтинг и телеканал потеряет два миллиона долларов от рекламы по итогам года? Телепродюсеры -  заложники темпа, взятого 4-5 лет назад. И в то же время ни в одной стране эфирные, бесплатные каналы не показывают такие блокбастеры, которые у нас пытаются закупить даже каналы второго, третьего эшелона. За право показа приличного фильма украинские продюсеры могут отдать 150 тысяч долларов. Но блокбастер идет час-полтора, остальное эфирное время чем забивать?

Разговоры о том, что для качественного ТВ не хватает денег, - ерунда, разговор в пользу бедных. За те же 150 тысяч, потраченных за полтора часа эфирного времени, можно снять 4-5 отличных ток-шоу со спецэффектами и звездами, которые «перекрыли» бы пять часов эфирного времени. Пока на украинском ТВ нет суперприбылей, но, думаю, через пару лет, если сбудутся оптимистические прогнозы, можно будет говорить о том, что телеканалы по прибыльности напоминают наркобизнес, и тогда ситуация изменится. А пока каналы не добираются до 30-35% рентабельности, многие из них до сих пор остаются политическими проектами, которые просто проедают деньги инвесторов». 

Ксения Мелешко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых