aif.ru counter
30.11.2006 11:27
23

Колеса, как средство преодоления

В Киеве редко встретишь инвалида в коляске. И не потому, что их здесь мало. Дело в другом. Как только человек с ограниченными способностями попадает за пределы собственной квартиры, он тут же сталкивается с массой препятствий. Будь то ступеньки на пороге магазина или бордюр перед автобусной остановкой. 

Ни в райсовет,  ни в поликлинику 

По словам Ивана Марусевича, руководителя Центра реабилитации инвалидов-спинальников «Возрождение-АРС», в Киеве есть всего несколько супермаркетов, в которые можно заехать на коляске - «Велика кишеня», «Караван» и  «Билла». Пандус - пологий подъем для въезда на верхнюю площадку крыльца, установленный у этих магазинов, имеет оптимальный угол наклона, позволяющий инвалиду въезжать по нему  без особого труда. Другие торговые точки либо вообще не оборудованы пандусами, либо, если они  есть, забраться по ним под силу лишь хорошо тренированному спортсмену.   Инвалиды не могут беспрепятственно попасть не только в магазины, но и в рестораны, и кафе. Единственным местом, где инвалид-колясочник может перекусить, является Макдоналдс. «Почти все рестораны этой сети оборудованы пандусами, кроме того, персонал всегда поможет заехать внутрь, и, что самое интересное - только в Макдоналдсе есть туалеты для колясочников», - говорит И. Марусевич.

Поправить здоровье или просто проконсультироваться с участковым врачом для киевлян с особыми потребностями задача неразрешимая. В лучшем случае они могут  добраться лишь до холла поликлиники. Дальше дорогу преграждают ступени, с которыми без посторонней помощи не справиться. Даже в Октябрьской больнице многие отделения не приспособлены для колясочников, - жалуются инвалиды. А на второй этаж здешнего офтальмологического отделения вообще попасть невозможно из-за  отсутствия лифта.

Пожаловаться местным властям киевские колясочники могут только по телефону. Ни одна районная администрация не оборудована пандусами и специальными  лифтами. А ведь в приемную главы райсовета можно попасть, лишь преодолев несколько лестничных маршей. «Городское и районные управления соцзащиты для нас тоже «барьерные» места, - сокрушается И. Марусевич. - А ведь большинство инвалидов - это малообеспеченные люди, и для них жизненно необходимо посещать социальные учреждения. Приходится им просить о помощи друзей или родственников».

Не на своих двоих

- Киевские автобусы и троллейбусы вполне приспособлены для людей с особыми потребностями, - считают столичные чиновники. Однако они даже не догадываются, чего стоит колясочнику добраться до остановки. Любой бордюр или подземный переход для инвалида - непреодолимое препятствие. «Крутые пандусы в переходах напоминают аттракционы для самоубийц, - не без иронии констатирует И. Марусевич. - Кроме того, подъемники для инвалидных колясок, как правило, не работают, а если и работают,  то включить их может только сотрудник «Киевавтодора», найти которого - большая  проблема».

Очень проблематично инвалидам-спинальникам попасть и в метро. Специальные лифты, призванные доставлять их на платформы, есть только на двух станциях  - «Площадь Независимости» и «Харьковская». Однако в обоих пунктах они обесточены. Транспортную проблему для людей с особыми потребностями помогла решить покупка киевскими властями в 2001-2002 годах тридцати спецавтобусов.  «Воспользоваться услугами спецтранспорта может каждый инвалид, причем бесплатно, - рассказал И. Марусевич, - Главное, за 2-3 дня сделать заявку».

Три года назад в столице закрыли единственную автошколу для инвалидов. В ней попросту отпала необходимость. Ведь управление социальной защиты практически перестало выдавать транспорт для людей с ограниченными способностями. «Еще 10 лет назад, становясь в очередь на машину, человек знал, что через 2-3 года он ее получит, - рассказал И. Марусевич. - Тогда на весь Киев выдавалось несколько тысяч автомобилей в год. На сегодняшний день их количество сократилось до двадцати».

Тарас КОЗУБ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых