aif.ru counter
60

О. Табаков о повышении рождаемости

«Взрослым нужно перестать врать - надо быть достойным молодeжи!» - говорит Табаков.

БОЛЬШИНСТВО сегодняшних молодых звeзд кино и театра зажжены известным актeром, руководителем Художественного театра Олегом ТАБАКОВЫМ. Как воспитать молодeжь не только успешной, но и нравственно здоровой?

«Трое штанов не наденешь»

- СЕГОДНЯ много разговоров о том, что примета современной молодeжи - «доллары в глазах». Мало кого интересуют национальная идея, политические устои страны, духовность. Значит ли это, что скоро не останется такого понятия, как Отечество, и все будут думать только о чистогане?

- Думаю, что трое штанов на себя не наденешь. Поскольку мне уже 72-й год пошeл, я понимаю, что ТУДА денег с собой не унесeшь. Их должно быть ровно столько, сколько нужно мужчине, чтобы обеспечить свою женщину, детей, прижитых от неe, мать с отцом.

- Олег Павлович, у вас четверо детей, внуки... Как вы считаете, что нужно делать взрослым, чтобы воспитать нравственно здоровое молодое поколение?

- Не врать! Блюсти достоинство человеческое. В Военно-воздушных силах Советского Союза, если была плохая радиосвязь между ведущим и ведомым самолeтами, существовала такая команда: командир звена махал крыльями, что означало: «Делай, как я!» Надо быть достойным молодeжи, дать ей возможность брать с тебя хороший пример. Это очень трудно.

А ещe нам, взрослому поколению, надо помнить, что на тебе жизнь не кончается. Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1943 году в возрасте 84 лет (тогда Красная армия только-только отогнала немцев от Сталинграда, и никто, даже Господь Бог, не знал, кто победит - Сталин или Гитлер) заставляет правительство открыть Школу-студию МХАТ. Вы подумайте - не сделай он этого, не было бы Ефремова, Борисова, Волчек, Басилашвили, Дорониной, Лазарева, Лавровой...

- Раньше театры несли в народ «разумное, доброе, вечное». А сегодня зрителя на спектакль заманивают бог знает чем. Раздеться на сцене, потрясти, простите, «причиндалами», выругаться матом - в порядке вещей.

- Знаешь, я играю 23 года в пьесе Шеффера «Амадей». За это время страна изменилась до неузнаваемости. 20 лет - срок жизни одного поколения. Недавно Художественный театр ездил на гастроли в Екатеринбург, билеты на «Амадея» стоили до трeх тысяч рублей. И всe равно - аншлаги. Там не снимают штанов на сцене, не матерятся... В чeм тогда феномен этого спектакля, ответь мне на этот вопрос! И по-прежнему Моцарт говорит о любви к ближнему... Обращаясь к Богу, просит дать ему один лишний месяц жизни - закончить «Реквием»... Тогда у его детей будет немножко больше денег...

По-прежнему бьeтся в истерике Сальери, говоря: «Ну несправедливо это, что никто не может вспомнить имени моего». По сути дела, постановка - о страстях человеческих. Если актeр вкладывает в своего героя собственные душевные силы, то не надо делать

ничего «такого», чтобы приковать

к себе внимание зрительного зала.

- Вас часто обвиняют в том, что в погоне за прибылью вы сделали из Художественного театра пристанище для экспериментов молодых скандальных режиссeров - Бутусова, Серебренникова, Чусовой. Даже из названия МХАТа букву «А» - «академический» - убрали...

- Театр не может быть академическим! Отец мой заведовал лабораторией секретного Института «Микроб» в Саратове. Учeные многие годы выводили вакцины, которые будут спасать людей. Вот это, наверное, можно назвать академическими исследованиями. Или наш современный ленинградский гений - математик Перельман - доказал знаменитую гипотезу Пуанкаре, чего больше века никто в мире не мог сделать. Он, наверное, по праву может так себя называть - академический учeный. А разговоры про академический театр - это ерунда! Театр - живой организм. Ему нужны молодые имена, иными словами, свежий воздух. А иначе - стоячая вода.

Почему Художественный когда-то назвали академическим? Так советское руководство держало театр на политическом поводке. Мы вам паeк, зарплату в два раза больше, а вы - верность нашим идеалам.

- Согласны с мнением многих актeров-мэтров, что творения большинства молодых театральных постановщиков - это минимум содержания, но яркая, гламурная, как теперь говорят, «обложка»?

- Не согласен. Спектакль Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных» - это едва ли не самое значительное, что я видел за последние два года.

Или дебют актeра Художественного театра Олега Тополянского по пьесе «Под небом голубым». Никакого гламура и никакой «обложки».

Наша способность удивляться чужим талантам утрачиваться не должна. Да, меняется театральный язык. Но и в обычной жизни люди стали говорить иначе.

Пастернак сказал о великой актрисе Анастасии Платоновне Зуевой: «Смягчается времeн суровость, теряют новизну слова, талант - единственная новость, которая всегда нова». Вот и всe.

- Александр Ширвиндт сказал: воспитываешь-воспитываешь молодeжь, учишь еe мастерству театральному, а она потом - р-раз и в сериалы подаeтся...

- Надо так организовывать в театре репертуар и режиссeрскую команду, чтобы этим самым сериальщикам было куда идти спасать душу свою... Вы ведь, наверное, про это спрашиваете?

- Вообще спрашивала о другом - справедливо ли то, что Мастер годы тратит, чтобы воспитать для своего театра молодого актeра, а тот потом сбегает сниматься в «мыло» для заработка?

- (Громко.) Надо перестать искать лицо врага, мешающего нам делать нормальный успешный театр!

Пусть живут те театры, которые научатся зарабатывать деньги! Конечно, это вовсе не означает, что прибыль - единственный смысл жизнедеятельности театра, но... «Дело надо делать, господа», - утверждает профессор Серебряков в чеховском «Дяде Ване». Я не устаю повторять эту фразу.

- Я не раз уже слышала в театральной среде мнение, что пьесы Чехова нужно лет на 100 запретить - слишком его в последние годы «замусолили»...

- (Нараспев.) Не зна-аю, не зна-аю... Глядя на работы некоторых моих коллег, думаешь: «Не-ет, надо заново всe ставить». Знаете, меня мало волнует мнение театральной среды... Начнeм с того, что Чехов писал об интеллигентных людях. Их и в жизни-то почти не осталось, где им взяться в театре-то?

«Процесс старения затормозился»

- А КАК решить проблему, что сегодня дети практически не читают, а только «рубятся» в компьютерные игры, днюют и ночуют в Интернете?

- Ерунда это всe, Господи. Знаете, как мама меня спасала от влияния улицы? Привела в саратовский Дворец пионеров. Если ты ребeнку даeшь возможность заняться любимым делом, значит, ты его уберeг и от Интернета, и от наркоты, и от всего сопутствующего. Просто нужно быть внимательным к своему ребeнку, стать другом ему, товарищем. Увы, взрослые заняты собой. А потом говорят, что новое поколение плохое.

- Рождение маленькой дочки внесло коррективы в вашу жизнь?

- Процесс старения сильно затормозился.

- В стране сегодня - очередная пятилетка: даeшь рождаемость! Но воз и ныне там, россияне не стремятся воспроизводиться. Что делать?

- Можно порекомендовать брать  пример с Табакова!

- Я правильно понимаю, что вы не собираетесь останавливаться на достигнутом?

- Ну, это вы бросьте. Конечно, я как «производитель» высоко ценюсь, но у меня есть ещe и другие способности!

Ольга ШАБЛИНСКАЯ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых