aif.ru counter
18

Кабмин Януковича против секретариата Ющенко: война на четырех фронтах

За первые 100 дней работы правительство Виктора Януковича стало участником десятка серьезных политических и экономических столкновений с президентом. Конфликты уже грозят перерасти в полномасштабную войну на нескольких фронтах. Обозреватели «АиФ» Сергей МИШУТИН и Петр РИВНЫЙ изучили дислокацию противоборствующих сил.

Первый фронт. Полномочия

То, что Конституцию писали под президента, известно. В то же время еще в 1996 г. в Основной Закон было заложено много неопределенных или символических моментов. Например, так называемая процедура контрассигнации премьером решений президента, внесение премьером на подпись президента кандидатуры губернатора и многое другое. Но поскольку президент в старой системе единолично увольнял премьера, проблем с «разночтением» возникнуть не могло - иначе премьер просто лишался работы. А вот после внесения изменений в Конституцию да еще когда президент и премьер стали представлять противоположные политические силы, все эти нестыковки очень быстро дали о себе знать.

Есть три варианта разрешения этих противоречий. Первый - с помощью Конституционного суда. Пока и на Банковой, и на Грушевского уверены, что решения суда будут в их пользу, и поэтому не стесняются прибавлять судьям работы. Но четкого большинства в КС пока нет ни у одной из сторон. Второй вариант решения проблемы - договориться о разделе сфер влияния. Так в 1980-х гг. поступили во Франции правые и социалисты в похожей ситуации. Но Украина - не Франция, и тут готовы рисковать всем, но не идти на компромисс. Третий способ решения проблемы - это ее нерешение. То есть система будет медленно плыть по течению, КС не будет выносить решения по наиболее «горячим» вопросам (по закону суд может тянуть целый год), губернаторы будут постепенно искать входы и выходы в обе властные двери, правительство станет саботировать решения президента, а он будет направлять постановления Кабмина на экспертизу в молчащий Конституционный суд. Скорее всего, ближайшие полгода пройдут по третьему сценарию, а потом Конституционный суд посмотрит, у кого окажется больше власти, и начнет принимать соответствующие решения.

Второй фронт. Финансовые потоки

Несмотря на то что Банковая всячески намекает, что хочет принять участие в написании проекта госбюджета, пока, как показало первое чтение, эти «намеки» с очевидной прямотой игнорируются Кабмином и парламентским большинством. Судя по всему, такое игнорирование продолжится, и госбюджет получится «проправительственный»: пока в Кабмине не верят, что угрозы президента ветировать закон о госбюджете могут воплотиться в жизнь. Все-таки за всю историю независимости вето на законы о госбюджете ни разу не накладывалось. И это был бы очень непростой и  весьма непредсказуемый по последствиям шаг. А президент, как известно, на рискованные шаги идет неохотно.

Еще один экономический конфликт правительства и президента связан с тем, что Виктор Ющенко наложил вето на внесение изменений в Закон «О хозяйственных обществах», предусматривающих снижение планки кворума собрания акционеров с 60 до 50%. И вето, и последовавшая за этим буря негодования членов правительства и представителей большинства вполне объяснимы. Принятие закона привело бы к существенному снижению государственного контроля над предприятиями, где государство владеет около 50% акций (самые лакомые из них - в таблице). Учитывая расстановку сил, можно прогнозировать, что 300 голосов для преодоления вето у коалиции не наберется. Вероятно, будет найден компромисс: внесут изменения в законопроект и быстро пропустят через «автомат для голосования».

А вот еще один конфликт - по подчинению «Укрспец-экспорта» (эта государственная компания является монополистом по продаже и экспорту оружия) - будет разрешаться в Конституционном суде. По другому бизнес-конфликту - относительно работы НАК «Энергетическая компания Украины» правительству и президенту придется договариваться. Это решение может стать разменной монетой для смягчения позиций правительства в других вопросах.

Третий фронт. Кадры

Подписывая Универсал национального единства, В. Ющенко считал, что договаривался о принципах, а не о кадрах. Теперь он пожинает плоды ошибок: идет планомерное выдавливание людей президента из органов власти и государственных компаний. Для начала правительству необходимо завершить «зачистку» на уровне Кабмина. На момент выхода номера парламенту оставалось уволить трех Юриев - министра молодежи и спорта Павленко, здравоохранения Поляченко и внутренних дел Луценко. Самая сложная ситуация - с Луценко. Контроль над правоохранительными органами является принципиальной позицией президента, поэтому здесь может возникнуть другой вариант - президентский министр и «донецкие» замы.

Грядут изменения и в наблюдательных советах, а также некоторых правлениях государственных компаний. Недавняя смена членов наблюдательных советов двух государственных банков - Ощадбанка и Укрэксимбанка - лишь начало. С наибольшим интересом правительство поглядывает на НАК «Недра Украины», ОАО «Укртелеком» и, конечно, ОАО «Укрнефть».

Четвертый фронт. Избиратели

Конечно, учитывая, что до ближайших выборов еще три года, борьба за рейтинги и популярность в народе сегодня не слишком актуальна. Это доказало и печально известное решение парламента по поводу жилищно-коммунальных тарифов. После нескольких бесед с премьером Януковичем даже коммунисты проголосовали за отмену моратория на повышение тарифов на 2006 г.

В результате почти со стопроцентной уверенностью можно говорить о том, что инфляция в этом году будет больше 10%. Исходя из положений проекта госбюджета, украинцам не стоит ожидать в ближайший год серьезного повышения зарплат и, соответственно, пенсий. А некоторым категориям, например, военным пенсионерам, придется даже затянуть пояса потуже - социальные выплаты для них могут уменьшиться.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых