aif.ru counter
05.10.2006 00:00
29

Самолеты. На каких летать, чтобы долететь?

Пока специалисты сделают окончательные выводы о причине катастрофы российского Ту-154 под Донецком, мало кто о ней уже вспомнит - такова жизнь.

СКОРЕЕ всего, о тех самых причинах большинство людей так и не узнает. Как не знает всех подробностей о предыдущих авиакатастрофах: сгоревшего А-320 под Иркутском, рухнувшего в море под Сочи армянского А-320 и др. О них «АиФ» рассказал эксперт по безопасности полетов Иван ЯНЧАК.

«Боинг» - лидер?

- КАКАЯ страна лидирует по количеству авиакатастроф?

- В мире ежемесячно разбиваются от 1 до 3 пассажирских и грузовых самолетов 3-го класса и выше, то есть со взлетным весом от 22 (Як-40) до 400 (Ан-124) тонн. Кроме того, в неделю в среднем происходит по 1-2 аварии или катастрофы с военными летательными аппаратами. В день - до 10 авиапроисшествий с небольшими частными самолетами. А лидер - США. Жертвами «малой авиации» там становятся по тысяче и больше человек в год. При этом погибших в катастрофах больших самолетов на порядок меньше -100-120 человек.

- А как в России?

- Есть такой совершенно объективный параметр - количество авиационных происшествий на сто тысяч часов налета. Так вот, для Ту-154 он составляет примерно 1,2, а для Бо-инга-767, который можно считать аналогом нашего самолета, - 1,5. Заметьте, это с учетом катастроф последних десятилетий, число которых действительно возросло. В доперестроечные времена показатель для Ту-154 вообще был 0,8.

За последние 10 лет на долю отечественных авиакомпаний пришлось чуть менее 8% от общего числа происшествий с пассажирскими самолетами. Если давать раскладку по типам самолетов, то впереди окажутся «Боинги» - 33 катастрофы. За ними следуют Илы - 23. Самолеты европейского консорциума «Эрбас» за те же 10 лет терпели катастрофы 15 раз, причем трижды - на территории России. Авиалайнеры марки Ту за 10 лет падали 12 раз.

- Какие причины чаще всего приводят к катастрофам?

- Обычно их бывает несколько. Например, развитие катастрофы армянского А-320 в Сочи началось с неожиданной для экипажа команды диспетчера заходить на второй круг. Она была дана за 50 секунд до посадки и сопровождалась требованием энергично выполнить правый разворот с набором высоты.

Далее свою лепту в развитие катастрофы наверняка внесли конструктивные недостатки оборудования А-320. Его авиагоризонт (прибор, показывающий положение самолета относительно горизонтальной оси) устроен так, что показания нередко воспринимаются летчиками «с точностью до наоборот». В тот злополучный раз имел место правый крен, который экипаж воспринял как левый.

Помеха слева

- А ЧТО было с «Эрбасом» в Иркутске?

-Во-первых, он садился на мокрую полосу. Во-вторых, вокруг полосы понастроили частных гаражей. И в-третьих, из-за отказа техники один двигатель тормозил (реверсировал), второй же, наоборот, тянул самолет вперед на самом мощном взлетном режиме.

Вообще, «Эрбасы», особенно первые модификации, строились на слишком уж коммерческой основе. Конструкторы сделали все, чтобы максимально удешевить машину, а даром это никогда не проходит. Например, соединение некоторых силовых элементов было выполнено не из металла, как делают во всем мире, а из композитных материалов. Из-за этого через месяц после террористической атаки 11 сентября 2001 г. разбился „А-310, вылетевший из Нью-Йорка.

- Когда в ночь на 2 июля 2002 г. Ту-154 «Башкирских авиалиний» столкнулся над Боденским озером с грузовым «Боингом-757», российская сторона совершенно обоснованно обвиняла швейцарскую компанию «Скайгайд». В то же время некоторые СМИ на Западе утверждали, что причина в слабом знании башкирским экипажем английского языка...

- Насчет языка - полная чушь. Все переговоры с диспетчером шли на вполне приличном английском. Причина была в другом. В ту ночь в кабине российского самолета были два пилота и инструктор. Вроде бы три головы лучше, чем две, но...

Диспетчер Нильсен, тот самый, которого позднее убил В. Калоев, проинформировал экипаж российского самолета об опасном сближении. К сожалению, он неверно указал направление опасности. Нильсен сказал, что помеха находится от них справа под углом 40 градусов. Грузовой «Боинг» действительно приближался под таким углом, только слева. Именно на этом, судя по расшифровке речевого самописца, настаивал правый пилот Ту-154, но инструктор с ним не согласился.

- Какая организация в России отвечает за безопасность пассажиров?

- Авиационной безопасностью теоретически занимается то, что осталось от союзного Министерства гражданской авиации - Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ). Ныне это одна из служб Министерства транспорта, которой руководит уже третий по счету человек без летного образования. Это плохо, потому что многие авиационные чиновники федерального и регионального уровня, лично не проходившие летную службу, не слишком компетентны в вопросах безопасности. К тому же я не могу вспомнить ни единого случая привлечения к ответственности кого-либо из этих должностных лиц после очередной катастрофы. Под суд у нас всегда идут только летчики... Если выживут.

Беседу вел

Сергей ОСИПОВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых