aif.ru counter
05.10.2006 00:00
18

Николай Азаров: «Льготы мы не отменим»

Принципы формирования украинского госбюджета-2007, рост тарифов ЖКХ, взаимоотношения правительства и секретариата президента - сегодня предмет всеобщего обсуждения. Точку зрения правительства «АиФ» объяснил первый вице-премьер Николай АЗАРОВ.

Нет проекта - нет зоны

- Николай Янович, проект госбюджета сейчас жестко критикуют, во время презентации в парламенте его отказывалась поддержать даже СПУ. После беседы с вами фракция мнение изменила. Как вам удалось переубедить социалистов?

- Во-первых, мы - одна коалиция. Поэтому как-то преждевременно было, когда, не переговорив со мной, социалисты выступили с критикой. В перерыве мы собрались, на часть вопросов я ответил сразу, а остальные мы договорились обсуждать отдельно, у нас будет для этого достаточно времени.

- Какие вопросы волновали СПУ?

- Их было много. Прежде всего речь шла о СЭЗ. Социалисты с осторожностью относятся к их созданию. Я объяснил, что без конкретных проектов - а их пока нет - рано говорить о возможных потерях бюджета. А все предложенные проекты будут рассматриваться правительством с точки зрения их инвестиционной привлекательности. То есть если нет инвестиций, нет проекта - то нет и зоны. А если проект направлен на создание новых рабочих мест, нового предприятия, то объем инвестиций должен превышать объем налоговых льгот.

- То есть вы успокоили коллег по коалиции, пообещав вести с ними согласованную работу?

- Дело вот в чем. В действительности состоялась не презентация бюджета, а почти первое чтение. Разница в том, что презентация - это заявление правительства об ориентирах, заложенных в бюджет. Затем документ обсуждается в комитетах и фракциях, проходит подготовку к первому чтению. И на первом чтении депутаты уже выступают с конкретными предложениями. Новый депутатский корпус эту процедуру еще не знает, и благодаря бурной деятельности отдельных политиков  процесс презентации бюджета приобрел необоснованно серьезное значение. Верховная Рада может принять мотивированное решение и отклонить правительственный законопроект, но это возможно только в том случае, если его положения не соответствуют Конституции, Бюджетному кодексу и бюджетной резолюции.

- А кто и как это определяет?

- Депутаты, путем голосования. Конечно, перед этим законопроект проходит правовую экспертизу. Документ рассматривался в соответствующих управлениях парламента, и там не нашли никаких нарушений. Так же, как и в бюджете 2006 года, и в предыдущие годы,  приостановлено действие нескольких законов, устанавливающих «неподъемные» для страны выплаты: например, после вступления в силу закона о детях войны (он гигантский по затратам, «весит» около 12 млрд. грн.) мы сможем  реализовать только отдельные нормы этого закона, касающиеся льгот на жилищно-коммунальные услуги, и некоторые другие статьи. Но все равно сейчас очень много спекуляций насчет ограничения пенсий и пособия по уходу за ребенком.

- Почему вы так думаете?

- Это факт. Мы ограничений для 99,95% людей не предлагали. Реальные ограничения действуют сейчас - когда в бюджете просто нет денег на эти статьи расходов. Почему? Во-первых, все, что можно «проесть», проели до нас. Во-вторых, массу вещей в бюджете не предусмотрели. Но правительство делает все, чтобы и роженицы, и инвалиды, и дети  получали пособия. Хотя ресурс, который был заложен, уже практически исчерпан. В целом никакие льготы не будут отменены. Будет действовать тот же уровень соцзащиты, что и в 2006 году. Мы не так резко увеличиваем расходы на социальные нужды, как это было в прошлом году, потому что рост реальных доходов населения на 25% при росте экономики в 6% рано или поздно закончится экономическим крахом. Мы будем удерживать соответствие роста экономики и социальных расходов государства.

Секрет повышения тарифов

- Из года в год эксперты говорят о том, что бюджет не должен менять налоги, но закон все равно включает какие-нибудь изменения налоговой политики. Почему?

- Были попытки принять «чистый» бюджет и к нему пакет законодательных актов, регулирующих отдельно те или иные вопросы налогообложения. Депутаты очень охотно поддерживали увеличение доходов бюджета, но не голосовали за нормы, которые наполняют этот бюджет. В результате получался разрыв. Я согласен с критиками только в том, что целесообразнее было бы принять раз и навсегда Налоговый кодекс и отказаться от ежегодных корректировок налогового законодательства. Сейчас утешить налогоплательщиков могу только одним: бюджет будет принят своевременно и все успеют подготовиться к изменениям, которые начнут действовать с января 2007 года.

- Как проект бюджета учитывает новые цены на российский газ?

- Здесь важно понимать, что бюджет - это не просто баланс доходов и расходов -  это отражение реальной ситуации в экономике. Бюджет реагирует на повышение стоимости газа опосредованно. Его доходы зависят от того, как сложится экономика на предприятиях. Одно дело, если они  работают при цене в 95 долларов и другое - при 150. Уменьшится прибыль предприятий - снизятся доходы бюджета. Поэтому при расчетах бюджета закладываются показатели роста цен на энергоносители. Параллельно бюджет должен учесть возможные субсидии для ЖКХ, объемы материальной помощи малообеспеченным, которые потребуются при том или ином развитии событий. Так в бюджете появилась статья, позволяющая нам уменьшить риск, связанный с повышением цены на газ. Нивелирование рисков закладывается в стабилизационном фонде. Взлетит цена - используем эти 3 млрд. грн. на компенсацию расходов на энергоносители в бюджетной сфере, нет - направим на другие нужды, согласовав с парламентом. 

- Сейчас все идет к тому, что обещанное повышение тарифов на услуги ЖКХ откладывается. Зачем нужно было пугать народ?

- Не может быть «чуть-чуть завышенных» тарифов, которые ввело предыдущее правительство и дружно просили оставить губернаторы.  Тарифы должны быть обоснованны. Из тарифов необходимо исключить бесхозяйственность предприятия, неэффективный менеджмент. Нельзя перекладывать на плечи населения эти расходы, а также кризисное состояние, в котором находится отрасль.

- Получается, что повышение тарифов не было обоснованным?

- Мы проанализировали: введенное предшественниками повышение включает значительную долю затрат, за счет которых отрасль пытаются вывести из запущенного состояния. Я считаю, что можно найти и другие способы. Сейчас специальная комиссия, работающая уже три недели, докапывается до сути. Думаю, на днях решение будет принято окончательно.

Аппаратные войны - это абсурд

- Сейчас возникло заметное напряжение в отношениях правительства и секретариата президента. Поговаривают, что Кабмин перетягивает на себя полномочия президента.

- Это абсурд. Правительству достаточно полномочий и задач, стоящих перед ним, чтобы не затевать войны с президентом и его секретариатом. Вот в прессе сейчас пишут, что туда пришли антикризисные менеджеры. Какой кризис они призваны решать? Главный кризис у нас - в экономике. А здесь правительство, президент и парламент находятся в одной лодке. Поэтому нам не нужны войны - необходимо четкое исполнение всеми ветвями власти своих непосредственных обязанностей. Если мы будем работать в одной упряжке, сможем сделать что-то позитивное для страны.

- Насколько слаженно работает правительство? Вы можете назвать его единой командой?

- Нет, сейчас еще не могу, ведь прошло всего полтора месяца с начала его работы. Пройдет время, и будет работать как слаженная команда. А пока идет  притирка, нормальное выяснение отношений и т.п. Думаю, каждый должен понять, что выборы закончились, следующие - через пять лет. Поэтому не надо играть на публику, надо служить делу и трудиться в общей команде: ответственность у нас общая. Когда это поймут все и будут этим руководствоваться, тогда Кабмин будет выступать как единое целое. Я считаю, что министр должен быть выше не только одной партии, но и выше интересов одной отрасли, он должен мыслить масштабами государства. Если он думает иначе - это может печально закончиться для общего дела, ну и для него персонально. 

Беседовала Анна НЕСТЕРОВА

Фото Сергея МАТЮХИНА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых