aif.ru counter
14.09.2006 00:00
26

М. Папиев: хватит ли субсидий?

Накануне тотального повышения коммунальных тарифов прежде всего вспоминают о социальной защите украинцев. Именно поэтому первым собеседником «АиФ» в новом правительстве стал министр труда и социальной политики Михаил ПАПИЕВ.

Гарантии есть,  но денег на них нет

- Михаил Николаевич, сейчас Кабмин готовит бюджет «непроедания», но эксперты предсказывают, что рост стоимости коммунальных платежей потребует больших социальных выплат. Вы не чувствуете себя камикадзе в этих условиях?

- Я чувствую себя уверенно. В истории независимой Украины еще не было ни одного бюджета, в котором было бы достаточно средств для выполнения социальных программ. Для того чтобы выполнить все предусмотренные законами и Конституцией социальные нормы, бюджет Украины должен быть около 450 млрд. грн. У нас только по льготам действует более 50 законодательных и нормативных актов. Если взять, например, закон о статусе ветеранов войны и гарантии их социальной защиты, закон о детях войны и выполнить нормы 46-й статьи Конституции (о гарантиях социальной защиты граждан. - «АиФ».) потребуются сотни миллиардов. Эти законы приняты без учета реальных возможностей страны. Если нельзя выполнить - нужно выбрать приоритеты. Правительство делает это каждый год.

Сегодня в качестве приоритета мы принимаем поддержку малообеспеченных семей и тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств не могут себя обеспечить. Вдумайтесь в цифру: в Украине 2,7 млн. инвалидов. С учетом семейности получается, что около 8 млн. украинцев каждый день сталкиваются с этой проблемой. Чтобы ее решить, этих людей нужно обеспечить современными протезами, которые дадут им возможность работать. Кстати, вместе с немецким партнером министерство проводит сейчас модернизацию предприятий «Укрпротеза».

- Какие еще приоритеты есть в этом году у министерства?

- Программы субсидий и льгот. Украина по идеологии этой программы - самая социально развитая среди стран-соседей. Те, кто западнее, строят свои программы социальной защиты исходя из более высоких экономических возможностей. Например: в Литве - помощь предоставляется семьям, которые за жилье платят более 25%, в Словакии - 30%, в Венгрии - дифференцированно, то есть от 20 до 30% в зависимости от набора коммунальных услуг. В Чехии размер помощи зависит от размера прожиточного минимума. У нас же программа субсидий построена таким образом, что любая украинская семья не будет платить более 20% от совокупного дохода семьи за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления.

Монетизация льгот - пока эксперимент

- С учетом запланированных повышений тарифов количество людей, которым не по карману платить за жилье, может значительно увеличиться. Вы это учитываете?

- Знаете, я очень часто слышу в различных телепередачах пенсионеров, которые говорят: «У меня пенсия 300 грн., а мне придется платить за квартиру 270». Я вам ответственно заявляю, что пенсионер с пенсией в 370 грн. за квартиру в пределах норм потребления не будет платить больше 74 грн.

- Но если в бюджете не хватит денег, а их постоянно не хватает на многие программы, кто и как будет рассчитываться с предприятиями ЖКХ?

- Программа субсидирования жилищно-коммунальных тарифов входит в группу бюджетных приоритетов. Поэтому ситуации «не хватит денег» просто не может быть. Сейчас мы готовим бюджет 2007 года и предусматриваем необходимые деньги. Причем мы берем более жесткие расчетные параметры, чем они могут быть в реальности. Мы исходим из того, что в среднем жилищно-коммунальные тарифы до конца года повысятся на 82%, а за субсидиями обратится примерно 1,6 млн. украинских семей. Но на самом деле не так много областей приняли решение о повышении тарифов. Скорее всего, в среднем тарифы увеличатся намного меньше, чем прогнозируется.

Тем не менее мы готовимся к самым жестким условиям. Чтобы избежать суеты и очередей, принято решение, что за субсидиями можно обращаться в течение двух месяцев после повышения тарифов. При этом субсидия будет начисляться с момента подорожания. А тем, кто сейчас пользуется этой программой, субсидии будут пересчитаны автоматически, исходя из новых тарифов.

- Если семья понимает, что ей положена субсидия, и, следуя вашему совету, не станет бежать в собес, а появится там через месяц-другой, как ей поступать с квитанциями, которые придут за это время?

- Квитанции необходимо оплачивать, а после оформления субсидии сумма, выплаченная сверх нормы будет перенесена в счет следующих месяцев. Есть разные варианты. Кстати, мы в 2004 году проводили эксперимент в Смиле Черкасской области и в Броварах. Там граждане могли выбирать, получать льготы услугами предприятий или в денежной форме. Одновременно субсидии назначались исходя из расчетных норм. Логика эксперимента в том, чтобы дать человеку право выбора: остаться на действующей системе льгот или перейти на другую. Для сравнения: в России при внедрении монетизации такого выбора не было. Основываясь на результатах этого эксперимента, мы готовим предложения относительно вариантов дальнейшего реформирования, при условии обязательного согласования с ветеранскими и другими общественными организациями.

Уравниловка в пенсиях - это плохо

- Сегодня пенсионеры с большим стажем работы сетуют на несправедливость начисления пенсии после реформы. Здесь что-то может измениться?

- Я имею непосредственное отношение к пенсионной реформе и горжусь тем, что нам удалось с 1 января 2004 года реализовать и ввести в действие закон об общеобязательном пенсионном страховании. Тогда у нас был единственный шанс позаботи-ться о будущем. Ведь демография ухудшается, и через 50 лет в Украине на 1000 работающих будет приходиться 873 пенсионера. При солидарной пенсионной системе мы не сможем их содержать и на 30% от зарплаты. А в развитых странах люди получают пенсию в 50%.

Благодаря реформе мы смогли поднять пенсию с максимального уровня 150 грн. до прожиточного минимума. Ошибку мы допустили в декабре 2004-го, когда парламент изменил закон и минимальная пенсия стала устанавливаться на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, а за каждый год стажа к ней доплачивается 1% от размера минимальной пенсии. Следующее правительство заменило этот 1% от размера начисленной пенсии по состоянию на 1 января 2004 года. И если первый показатель «весил» 3,32 грн., то второй - 1,10 грн. То есть то, что имеем сегодня, - среднюю пенсию в пределах 440 грн. - это лучше, чем могло быть. А уравниловка в пенсиях - это плохо, я это признаю.

На следующем этапе необходимо будет провести дифференциацию пенсий, и мы вносим это в программу деятельности правительства. Не может сегодня быть такого, чтобы люди, имеющие 45 лет трудового стажа, получали пенсию на 20-30 грн. больше тех, кто такого стажа не имеет.

- Людей еще очень волнует вопрос огромных зарплат чиновников. Они могут быть согласованы со средней зарплатой?

- В вопросах получения зарплаты необходимо навести порядок и ввести какую-то логику. Когда в июне прошлого года правительство в один момент подняло зарплату высшим чиновникам страны и народным депутатам в 5-10 раз, оно совершило большую ошибку. Если раньше я как министр получал 2 700 грн., а учитель или врач от 500 до 700, это можно было понять. Но сейчас министры получают 15-18 тыс. грн. Это соотношение нарушает принятые в мире нормы. Оптимальное соотношение между минимальной и максимальной зарплатами может колебаться в пределах одного порядка. Если минимальная зарплата  будет 400 грн., то приемлемая максимальная зарплата - 4000 грн. Но сейчас нет законодательного механизма, способного это урегулировать. Если мы уменьшим зарплату чиновников законом или постановлением правительства, мы нарушим Конституцию. Любой человек обжалует это решение в суде. Это патовая ситуация. Выйти из нее мы можем только реформируя систему труда и повышая зарплаты граждан, подтягивая их к высоким окладам. Правда, власть может продемонстрировать моральность и отказаться  от таких высоких начислений добровольно. Кстати, топ-менеджмент Минтруда добровольно отказался от причитающихся им премий.

Беседовала Анна НЕСТЕРОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых