aif.ru counter
03.08.2006 00:00
171

Эдуард Митницкий: «Спокойны только хамы»

Основатель и худрук Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра не только умен и очень талантлив, но также смел и удачлив. Не имея режиссерского образования, работал главным режиссером в Рязанском драмтеатре, а потом, не учась ни дня,  экстерном закончил Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. 4 августа Эдуарду Марковичу исполняется 75.

«Жизнь - это преодоление»

- Эдуард Маркович, поведайте, «из какого сора растут спектакли»?

- «Сор» этот - наши морщины, рубцы, шрамы, седина. У художников, писателей, режиссeров  общение с миром практически одинаково: от себя!

- Значит, создавая свои спектакли и, в частности, последний - «26 комнат» - вы все детали, манеры, поведение героев скопировали с себя?

- Конечно, ведь по себе знаю, когда спешишь, ничего не получается, всe валится из рук. Так и герои спектакля. Жизнь не складывается, всe меньше остаeтся времени, вот и спешат догнать прошлое, опередить туманное будущее. Суетятся, ищут причину в ближнем, страдают. А в жизни всегда что-то мешает, она - преодоление. Неблагополучна жизнь наша! Живeм в тревоге, путаем важное со случайным. Нет по-коя и не будет. Спокойны только хамы.

- Вы долго вынашивали последний спектакль?

- Я вообще никогда долго не вынашиваю. Важно, чтобы появился замысел. Вот ты прочeл, ещe толком и не разобрался в произведении, не всe уловил, но уже почувствовал смену пульса, скачки давления. Возможно, случилось «зачатие». Когда я прочeл «Лешего», одно из ранних произведений Чехова, меня удивило, как не похож на себя Чехов. Я понял, почему он не любил эту пьесу и даже умолял еe не ставить. В «Лешем» Чехов такой, каким больше нигде не проявлялся, он - публицистичен. Диагност и провидец. То, что происходит сегодня с людьми, он перенeс на леса. Природа и человек взаимосвязаны. Сначала человек убрал лес, а потом эта цивилизация «убрала» самого человека. Меня, может, и не зацепила бы эта пьеса, если бы я не был свидетелем того, как жестоко цивилизация расправляется с человеком: духовные ценности утрачены, традиции уничтожены, есть только один идол - деньги.

«Лишила сна Леся Украинка» 

- Что для вас главное в ваших  спектаклях?

- То, что меня лишает сна.

- Что сейчас лишило вас сна?

- Леся Украинка с еe «Каменным властелином». Очень интересная загадка, почему Лесю Украинку волновала эта тема?  Бессмертная легенда о Дон Жуане ...  Я хочу попытаться посмотреть на эту проблему с точки зрения этой женщины.   Ведь не случайно же эта тема взволновала писателя такой категории. Что с ней случилось?

- Вы родились в Киеве. Он вас вдохновляет?

- Нет, к сожалению, в Киеве наличие красоты и каштанов прямо пропорционально качеству люда. Я недавно ставил спектакль в Вильнюсе и не перестаю восхищаться патриотизмом местных жителей. А что у нас? Не знаю, за что можно так хронически не любить свою страну, наделенную богатой природой, черноземами, ископаемыми, культурными традициями. Это же как надо ненавидеть украинцев, чтобы дать им пенсию в 386 гривен. О чeм думают люди, сидящие у власти? Ведь столько кричат о голодоморе, а сейчас эти пенсии - что? Кроме того, происходит растление подростков: они видят, как «жирует» определeнная часть населения и думают, а чем я хуже? Это толкает их на воровство.

- Но вы же боретесь со злом посредством своих спектаклей, стараетесь воспитывать людей.

- Да, это лучше, чем революции. Но театр сегодня на очень мизерной поддержке, и актeрам, чтобы прожить, приходится шастать по сотням халтур. От этого качество спектаклей не становится лучше. Человек, который вынужден везде бегать и успевать, мелеет. Искусство - это дорога к Храму. А какая тут дорога к Храму, если актeр боится опоздать?

«Добро возвращается»

- Недавно ваш ученик Алексей Лисовец получил театральную премию  «Пектораль» за спектакль «Ромео и Джульетта». Вы довольны этой работой?

- Да, спектакль мне очень нравится. Очень. Но это критики недавно заметили Алексея, а я-то давно вижу, как он растeт.

- Вы в другие театры ходите?

- Хожу в театр им. Ивана Франко. У Малахова в Театре на Подоле посмотрел хороший спектакль «Дядя Ваня».

- Судьба распорядилась так, что вашей жены уже нет рядом с вами. Где ваши дети?

- Мы с моей женой Еленой Вериковской, дочерью выдающегося украинского композитора и дирижера Михаила Вериковского, прожили счастливые 52 года. Каждый день на протяжении этих лет я не уставал радоваться своему семейному счастью. К сожалению, ее уже нет в живых. Наш сын  Дмитрий Вериковский уже 16 лет живет в Германии, работает в оперном театре концертмейстером группы контрабасов. Есть внук и внучка.

- Как же вы один справляетесь с бытом и одиночеством?

- Помогают друзья, студенты. Я никогда не бываю один. Видимо, то добро, которое я в большом количестве отдавал людям, теперь возвращается ко мне.

- Вы многого добились в жизни. Вы - упорный и настойчивый?

- Да, я настойчивый, но всегда точно знал, если «оно» твое, то «оно» к тебе обязательно придет. Ведь я очень долго сомневался, боялся идти в режиссуру. А потом показал свой спектакль в Октябрьском дворце и тут же был приглашен на режиссерскую работу в профессиональный театр в Крыму. Не имея тогда партийного билета и режиссерского образования. Видимо, режиссура все-таки была для меня предназначена.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых