aif.ru counter
160

Торговля по-киевски

Это в 1970-е, когда советскую торговлю захлестнул дефицит товаров, продавец стал уважаемым человеком. А десятью годами раньше  эти люди стеснялись своей профессии. Киевлянка Зинаида Лебедь, работая продавцом детской одежды  в Пассаже, всем соседям и приятелям рассказывала, что трудится в сборочном цехе на заводе им. Артема.

Как киевляне обманывали «Юность»

В 1963 г. в Киеве на просп. Победы открылся салон для молодоженов «Юность». Устроиться на работу туда можно было только по направлению  горкома комсомола. Зинаиду Лебедь ВЛКСМУ отрекомендовал в числе первых, ведь в 1961 г., как комсорг торговых работников Пассажа, она была одним из немногих делегатов от Украины на XIV съезде ВЛКСМ в Москве. Поработав в «Юности»  вначале завсекцией трикотажа, вскоре девушка стала замдиректора.

В ту пору этот магазин был единственным на весь город, где женихи и невесты могли приобрести  недорогие обручальные кольца, импортные свадебные наряды, красивое нижнее белье, модную одежду. Все что им требовалось  - предъявить справку из столичного загса о грядущем бракосочетании. Но поскольку человек, как правило, заводит новую семью не так часто, а соблазн одеться модно cлишком велик, предприимчивые киевляне и киевлянки быстро сообразили  способ, обеспечивающий доступ к заветным товарам: они подавали заявления в загс, отоваривались в «Юности» и забирали заявления, мол, передумали жениться.

В магазине также были отделы, где отовариваться могли не только женихи и невесты. В них продавали сувениры, посуду, хрусталь и ткани. В «Юность» часто звонили из разных высоких инстанций с просьбами то галстук подобрать, то что-то из одежды. Как-то в салон заглянула Евгения Мирошниченко. Она искала ткань для концертного платья.

Упаковка началась с «Дома подарков»

Когда в 1971 г. на бульв. Л. Украинки открылся «Дом подарков», уже Компартия направила Зинаиду Лебедь руководить им. «Трудно было начинать, ведь в моем подчинении находилось 250 человек, - вспоминает Зинаида Антоновна. - Поскольку этот магазин был одной из визитных карточек столицы, в нем все должно было быть на высшем уровне». В 1972 г. в «Доме подарков» появилось первое нововведение, именные бейджи для продавцов. Вторым ноу-хау, последовавшим вскоре, стала упаковка товара в бумагу с фирменным знаком и перевязывание его лентой. Такой услуги в Киеве еще не видели.

Большое внимание уделялось «Книге жалоб». Если выяснялось, что в конфликте с покупателем виноват был торговый работник, его могли не только лишить премии, но и уволить. Позднее в магазине был разработан «Закон чести советского продавца», призывающий к  честности, вежливости,  любви к своему труду и др. Позднее за этим документом охотились торговые работники из многих республик СССР.

Гордость ЦУМа

В магазине был огромный выбор изделий из фарфора и хрусталя, картины, шкатулки, грузинские вина в подарочных упаковках. Если сувениры были украшены репродукциями выдающихся художников или портретами известных литературных персонажей, продавец должен был владеть хотя бы минимумом информации о них, чтобы можно было поддержать беседу с покупателем. Магазин часто устраивал выездную торговлю на партийных конференциях и другие крупные мероприятия, которые проходили во Дворце «Украина». Некоторые из тех, кто покупал там товар, приходили потом в универмаг и просили продать им  какой-то дефицитный товар. «И тогда товарищу приходилось объяснять, что все, что у нас есть, - на витрине, - рассказывает собеседница. - Ведь наш магазин работал так, что Аркадию Райкину нечего было бы высмеивать».

На заслуженный отдых Зинаида Антоновна ушла в 2004 году, посвятив 20 лет из почти 50-летнего стажа торгового работника киевскому ЦУМу. Она работала там директором. Еще в начале 1990-х универмаг работал по советской схеме, которой свойственны очереди, дефицит, система спецобслуживания академиков и иностранцев. Однако вскоре ситуация изменилась. Челноки переманили большую  часть киевлян на рынки, и магазины опустели. Так что покупатели стали в них самыми желанными гостями, с которыми хотелось поделиться самым лучшим. «В конце девяностых торговля стала более демократичной, - вспоминает Зинаида Антоновна. - Все покупатели стали нам одинаково дороги  - начиная от Людмилы Кучмы и  Анатолия Кинаха, которые нередко заходили к нам, заканчивая слесарями и дворниками».

Галина ГИРАК

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых