aif.ru counter
27.07.2006 00:00
12

Наглядный премьер

Двухлетнее пребывание на посту премьера так и не сделало Виктора Януковича любимцем публики. И если бы не президентская кампания-2004, едва ли сейчас о бывшем губернаторе Донецкой области так много говорили.

Хотел Виктор Янукович этого или нет, но самую большую популярность ему принесли президентские выборы, после которых несостоявшемуся президенту, покинувшему пост главы Кабинета с громким скандалом,  как это ни парадоксально, не только удалось сохранить набранные баллы, но и приумножить их. Сегодня, по подсчетам Центра социальных исследований «София», почти 45% украинцев видят Януковича в кресле премьера, а 36% соотечественников сегодня готовы голосовать за него на новых президентских выборах.

Первое пришествие

В ноябре 2002 года президент Кучма предложил Верховной Раде назначить Виктора Януковича премьер-министром. За эту кандидатуру на пост двенадцатого по счету главы Кабинета министров проголосовали 234 депутата. Это на 16 человек меньше, чем планировал сам Янукович: накануне он со свойственным ему тогда простодушием во всеуслышание заявил, что заручился поддержкой 250 парламентариев. Характерно, что в то время будущего претендента на президентское кресло единодушно не поддержали  «Наша Украина», БЮТ, Компартия  и социалисты.

Выступая перед парламентом с заготовленной речью, Янукович держался уверенно и спокойно. Едва ли он сам понимал до конца, какую роль будет играть его Кабинет в предстоящей политической игре.

- Кабинет Виктора Януковича выглядел как тактический компромисс крупного капитала с президентской властью, которая требовала серьезной административно-финансовой поддержки в условиях кризиса, - скажет чуть позже политолог Андрей Ермолаев. - Парламентское большинство при этом - лишь необходимое условие, которое организовывалось иногда силовыми, иногда непубличными методами.

Возможно, поэтому парламентарии слушали защиту будущего премьера вполуха. А может, причина была в том, что его программа, которую политологи тут же окрестили «протоколом добрых намерений», не несла в себе никаких революционных изменений и не посягала на уже сложившуюся систему государственного управления.

Первая коалиция

Еще четыре года назад Януковичу, первому из украинских премьеров, была уготована участь возглавить коалиционный Кабмин. За день до голосования он с координационным советом постоянно действующего парламентского большинства подписывает протокол о формировании коалиционного правительства. Представители парламентского большинства получали приоритетное право войти в состав нового Кабмина. 

Кабинет Януковича умел дружить с парламентом. К несомненным заслугам двенадцатого премьера наблюдатели относили его умение договариваться с Радой. В случаях, когда требовалось  провести нужные законы, на стороне Януковича нередко оказывалась даже оппозиция. 

Несмотря на режим максимального благоприятствования, пестрый Кабмин Януковича поначалу не сумел продемонстрировать ни мощного экономического рывка, ни прорыва дипломатической блокады Украины за рубежом. Для рывка требовались кардинальные действия. А премьер, по мнению наблюдателей, к ним был не готов, да и, по большому счету, мало принадлежал сам себе.

В историю правительство вошло тем, что провело косметическую налоговую реформу и снизило налоги - подоходный, на добавленную стоимость, на прибыль. А еще мощным повышением социальных выплат и тем, что в ручном режиме регулировало хлебный кризис 2003 года. 

Однако при этом Януковичу не удалось добиться главного: вывести промышленность и бизнес из тени. Противоречивая политика Кабинета: с одной стороны, активная приватизация крупнейших предприятий, с другой - заметно усилившееся влияние и давление государства на малый бизнес, лоббирование интересов одних отраслей и регионов и игнорирование других  - вызвала экономическую лихорадку. Начала бурно расти инфляция. Ее официальный показатель к 2004 году поднялся до 9% против 0,8 в 2002 году.  При этом, правда, темпы роста ВВП набирали невиданные обороты: если в 2002 году показатель валового внутреннего продукта поднялся по сравнению с прошлогодним на 4,1 процента, то к 2004 рост ВВП составил уже 14,1 процента.

Первое поражение

Наблюдатели объясняют это просто: Янукович, который возглавил Кабинет, уже имея устоявшуюся репутацию «крепкой руки», без напряжения руководил послушным аппаратом вручную. Эта машина, впрочем, оказалась очень уязвимой:  неурожай зерновых подтолкнул к повышению цен на самое насущное: хлеб, крупы, сахар и продемонстрировал несостоятельность «ручного управления». Повышение пенсий и зарплат так и не смогло компенсировать возросшие расходы населения.

Во время предвыборной кампании, навязчивой и скучной, фигура Януковича время от времени привлекала к себе внимание публики неожиданными скандалами. Порции информации о прошлом и семье премьера, его курьезные оговорки выгодно сдабривали пресный образ госчиновника. Финалом стал яркий скандал, связанный с открывшимися фальсификациями на президентских выборах, в результате которого Янукович не только не отвоевал должность президента, но и лишился премьерского кресла.

Второе пришествие

- Второе премьерство Виктора Януковича будет совершенно иным, - считает политолог Виктор Небоженко. -  Другой стала ситуация, изменился и сам Янукович. Он хорошо усвоил уроки Майдана, хотя  наверняка по-прежнему испытывает  желание компенсировать неудачу 2004 года.

Однако прежде чем думать об этом, ему придется решить несколько сложнейших задач. Сегодняшняя Украина - это не Украина времен Кучмы, спокойная и накопившая жирок. Теперь премьеру придется решать головоломку: как и за счет кого при резко растущих ценах на газ обеспечить достойные экономические и социальные показатели. А обеспечить это надо будет во что бы ни стало. И не через три года, что вполне реально, а немедленно. Иначе участие в будущих президентских выборах теряет смысл. Януковичу придется скатываться к популизму, поднимать пенсии и социальные выплаты, сбрасывая со счетов то, что через год или два эти шаги могут привести к кризису. Сегодня это не важно - важно завоевать и удержать рейтинг.

Монолитного Кабмина не получится - как и в прошлый раз. Теперь от Януковича потребуется способность учитывать интересы и членов Кабинета, и парламента. Он уже не сможет слушать только одну финансово-промышленную группу - значит, окажется в эпицентре конфликта олигархов. В придачу в парламенте Янукович получает жесткую оппозицию в лице Юлии Тимошенко, чего не было  во времена  его прежнего правления.  

- В том, сумеет ли Янукович наладить работу Кабинета, главную роль играет фигура Виктора Ющенко. Новому  Кабмину придется активно сотрудничать с президентом, чьи полномочия по-прежнему довольно велики, - рассуждает политолог Олесь Доний. - А это значит, что должен сохраниться экономический курс, заявленный президентом. Если парламент и Кабмин не найдут точек соприкосновения с президентской вертикалью, их деятельность окажется неэффективной и бессмысленной.

Светлана ГОЛЛАНДС

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых