aif.ru counter
27

Из-за чего украинские политики не могут договориться?

После долгих и сложных переговоров представители «оранжевой» коалиции и Партии регионов начали приходить к компромиссу. Чтобы понять насколько стабилен этот мир и так ли непримиримы оппоненты, корреспонденты «АиФ» обратились с похожими вопросами к представителям наиболее воинственных политических сил.

Евгений Кушнарев,  Партия регионов:  «Мы хотим влиять на власть»

- Почему коалиция большинства и оппозиция постоянно конфликтуют?

- Есть старая формула: миром правят интересы. Поэтому ответ простой: интересы сторон по ряду позиций не совпадают. Это не значит, что ситуация тупиковая - это означает,  что очень трудно найти формулу согласования позиций.

- Но соглашение, принятое во время консультаций «Нашей Украины» и Партии регионов и соглашение «оранжевой» коалиции практически идентичны. Почему в одном случае вы его принимаете, а в другом - отвергаете?

- У этих соглашений разные оси. В случае возможного соглашения НУ и Партии регионов мы обсуждали бы проблемы, которые нам нужно сообща решать в качестве членов одной коалиции. После создания широкой коалиции БЮТ оказался бы в оппозиции и начался бы новый этап, не менее острый, согласования отношений большинства с оппозицией. Даю голову на отсечение, что это было бы еще веселее, чем сейчас. БЮТ наверняка блокировал бы трибуну и без сомнения были бы такие же тяжелые и мучительные переговоры и поиск компромисса. И тогда на повестку дня встал бы вопрос об отношениях правящей коалиции и оппозиции. Вспомните: вначале они вообще ничего не хотели нам отдавать, игнорируя при этом нормы законов и регламента или подгоняя их под себя. А когда мы против этого возразили - они начали последовательно отступать. Споткнулись мы на сфере ответственности и прав оппозиции.

- То, что описано в законе, который еще не принят?

- Да. А создавать с нуля механизм взаимоотношения власти и оппозиции, если это делают действующая власть и оппозиция, очень сложно. Здесь каждый заинтересован получить больше. Поэтому процесс и идет так сложно. Если бы у нас сейчас был закон об оппозиции, четко прописаны принципы взаимоотношений коалиции большинства и оппозиции - мы бы прошли этот путь достаточно быстро.

- Что является принципиальными требованиями для того, чтобы Партия регионов сняла блокирование и парламент начал работать?

- У нас есть три принципиальных позиции: формула голосования кандидатур спикера и премьера, распределение комитетов и права оппозиции. По формуле голосования мы договорились в первую очередь. Ко вторнику сохранились вопросы по двум последним позициям. Партия регионов настаивает на пропорциональном распределении комитетов парламента. В этом случае под ее контроль должны попасть десять комитетов. Но мы готовы уступать. Минимальный набор, который мы для себя допускаем - это шесть комитетов: бюджетный, регламентный, по контролю за деятельностью правоохранительных органов, по свободе слова, по правам человека и социальный. Это стандартный  пакет, который обеспечивает  оппозиции контроль над властью. Кстати, это меньше, чем было у оппозиции в прошлые годы. Пока не принят закон об оппозиции, мы предлагаем зафиксировать права оппозиции, включив их в регламент. У нас сейчас нет других рычагов влияния, кроме блокирования. А этот документ даст нам право включать вопросы в повестку дня или один раз в месяц формировать повестку дня парламента по своему усмотрению. Все это для того, чтобы наша работа была эффективной. Иначе зачем нам вообще ходить в парламент, если мы не можем ни на что влиять?

Василий Онопенко,  БЮТ: «Оппозиции во власти не место»

- В чем причина конфликта между коалицией большинства и оппозицией?

- У нас еще нет традиции сосуществования оппозиции и власти в новых условиях - я имею в виду в условиях парламентско-президентской республики. Стороны еще не умеют договариваться и идти на компромиссы. Кроме того, нет четкой законодательной базы, регламентирующей деятельность оппозиции, а это могло бы смягчить взаимоотношения.

- Партия регионов утверждает, что бескомпромиссность и жесткость демонстрирует как раз коалиционная команда, в частности БЮТ.

-  На компромиссы нужно идти, но до определенного предела. Когда предъявляют ультиматумы, сложно выйти на диалог. Однако мы по своей инициативе согласились отдать оппозиции должности всех первых заместителей комитетов, Счетной палаты, Комиссии  по контролю за приватизацией, вице-спикера. Мы, наконец, дали согласие пойти не на пакетное, а на тайное голосование по кандидатурам спикера и премьера.

- Почему БЮТ настаивает на том, чтобы представители оппозиции не возглавляли парламентские комитеты и не имели квот в исполнительной власти?

- Оппозиция потому и оппозиция, что она не обладает рычагами власти, а контролирует ее работу. Это практикуется во многих демократических странах мира. Отдавать исполнительную власть в руки оппозиции нельзя. Иначе она перестанет быть оппозицией.  При этом грань между властью и оппозицией оказалась бы размытой. В этом случае оппозиция теряет свой первоначальный смысл.  Это уже было бы похоже на своеобразную широкую коалицию. С другой стороны, если бы регионалы изначально были настроены на диалог, они получили бы несколько комитетов, контролирующих работу власти.

- Но при президенте Кучме представители оппозиции возглавляли около двух десятков комитетов.

- Та политическая ситуация и нынешняя совершенно разные. Их нельзя сравнивать. Тогда Кучма давал возможность оппозиции возглавить комитеты умышленно - это была своего рода подачка, чтобы оппозиция вела себя помягче. Сегодня речь идет о другом формате  власти. Демократическая коалиция формирует правительство и отвечает за взаимодействие ветвей власти.

- Часто договоренности между оппозицией и коалицией быстро аннулировались одной из сторон. Так будет и с результатами последних переговоров?

- Боюсь сглазить, но, думаю, что нет. Находиться в состоянии неопределенности, в состоянии политического кризиса устали все. А больше всех устали люди, которые выбирали этот парламент. Сейчас политический кризис достиг своего апогея и, надеюсь, идет на спад. Мы должны получить, наконец, нормальный дееспособный парламент.

Подготовили Анна Нестерова, Светлана Голландс

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых