aif.ru counter
29.06.2006 00:00
40

Существуют ли права, гарантированные украинской Конституцией

10-я годовщина принятия Конституции - хороший повод, чтобы проанализировать, что потеряли и что приобрели украинцы за время существования Основного закона.

Право на жизнь или на выживание?

Уже на первый взгляд, состояние прав и свобод в Украине вызывает опасения. Хуже всего выполняются самые фундаментальные права человека. Согласно статье 27 Конституции, каждый человек в Украине имеет право на жизнь. Благодаря этой статье в 1998 году была отменена смертная казнь. В то же время, неспособность проводить экономические реформы привела к демографическому кризису. Если в начале 1997 года в Украине жили 50,8 млн. человек, то в начале 2006 - всего 46,9 млн. При этом нарушение права на жизнь произошло прежде всего из-за откровенно неудовлетворительного гарантирования права на достаточный уровень жизни (ст.48) и права на здравоохранение и медпомощь (ст. 49). Правда, за 10 лет удалось в два раза снизить детскую смертность. За последний год на треть сократилось количество тяжких преступлений. Однако государство не смогло защитить конституционные права самых уязвимых - стариков и детей. В частности, через четыре года после принятия Конституции в  Украине, 16 из 1000 детей не доживали до 5-летнего возраста. К началу 2005 года всего 20% детей здоровыми попадали в первый класс, а заканчивают школу 5-6% здоровых детей. 10% детей уже в дошкольных учреждениях находятся на группе инвалидности.

Что касается взрослого населения, то картина здесь тоже сложная. Например, от болезней сердечно-сосудистой системы в Украине умирают 1040 человек из 100 тысяч, тогда как в Европе - всего 310. Ежегодно от туберкулеза умирают 10 тыс. человек. А в случае сохранения темпов распространения ВИЧ (с ним уже живет 1% украинцев), к 2010 году Украина потеряет 10% своего нынешнего населения. Однако, несмотря на неутешительную статистику, эффективных мер в здравоохранении не предпринимается. Более того, «докторское лобби» в Верховной Раде блокирует принятие закона «О правах пациента», который позволил бы проводить независимую экспертизу решений врачей.

По данным опроса Института социологии НАН Украины, «достаточным» уровнем жизни могут похвастаться 14,8% населения. При этом 14,4% все равно не могут позволить себе делать сбережения. А 41,3% населения денег хватает лишь на продукты питания, не говоря о новой одежде или улучшении жилищных условий, предусмотренных Конституцией. Еще 4% населения признают, что иногда голодают.

Право на труд или на рабство?

Другой по величине проблемой остается нарушение государством прав человека на свободу и неприкосновенность личности (ст.29), защиты от пыток (ст.28), нарушения права на конфиденциальность (ст.31 и 32). К сожалению, точных данных о пытках и нарушении неприкосновенности личности не существует, поскольку в органах внутренних дел эти темы долгие годы просто умалчивались. Все же о масштабах нарушений говорят некоторые цифры. В частности, по данным правозащитных организаций, ежегодно через предварительное задержание проходят около 500 тыс. человек. Из них, по результатам соц-исследования Хельсинской правозащитной группы, 7% признают факт пыток и насилия со стороны милиционеров. Что касается личной неприкосновенности, то суды скорее склонны поверить милиции и давать санкции на задержание до суда (50-60 тыс. решений в год). Из них выше-стоящими судебными инстанциями отменяется не более 1% решений. Новая же норма о замене содержания под стражей денежным залогом работает только на самых богатых подозреваемых. Доля решений о залоге составляет не более 0,005-0,002% от общего количества (100-200 решений). То же можно сказать и о гарантировании права на конфиденциальность. Известно, что за 2000-2004 гг. было выдано около 40 тыс. разрешений на прослушивание телефонных и прочих разговоров граждан. О количестве перлюстрированных писем, посылок и так далее вообще нет никаких открытых данных. Впрочем, за прошлые десять лет Европейский суд по правам человека признал наличие фактов нарушения этого права в 6 обращениях украинских граждан.

Третью группу нереализованных прав составляют право на труд (ст.43), образование (ст.53), отдых (ст.45), социальную защиту (ст.46) и достойное жилье (ст.47). 40% всех обращений к уполномоченному Верховной Рады по правам человека касались нарушения именно этих прав. Хуже всего дело обстоит не столько с правом на труд, сколько с обязанностью работодателей вовремя выплачивать зарплату. В частности, на протяжении 2000-2005 гг. количество человек, которым не выплачивалась зарплата, колебалось от 1,5 до 2,3 млн. Самыми обделенными были жители сел и шахтеры. Что же касается безработицы и труда оплачиваемого ниже прожиточного минимума, то в проигрыше постоянно оказывались женщины, молодежь и жители небольших городов - в целом около 10% трудоспособного населения страны. Более обнадеживающая ситуация с образованием - 95% населения охвачены системой образования. Однако социологи указывают на рост количест-ва молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, не имеющих даже среднего образования - их уже около 13%. Трудности с работой сказываются и на праве на отдых. По данным опроса Центра Разумкова, в 2004 году около 31% граждан могли потратить на отпуск менее 100 гривен, еще 32% - до 500 гривен.

Кроме того, около 1,5 млн. человек продолжают жить в общежитиях, больше всего таких в Тернопольской (9,7%), Волынской (8,9%) и Львовской (5,8%) областях. Доля однокомнатных квартир самая высокая в Киеве (24,7%) и Севастополе (22,3%). Самый старый жилищный фонд приходится на жителей Черновецкой, Одесской, Львовской областей (около 20%).

Право выбора или право без выбора?

Существуют и права, которых до независимости у украинцев практически не было. Право формировать власть и контролировать ее свалилось на граждан Украины (как и на граждан бывшего СССР), что называется, «с неба». Народу пришлось учиться демократии на ходу, нарываясь на постоянные попытки власти сделать эти права декоративными. Наиболее распространены манипуляции с правом выбора (ст.38) и правом на демонстрации (ст.39). Самым вопиющим фактом остается использование властью принуждения и давления во время избирательного процесса. Как показывает практика, админресурс может привести к совершенно противоположным результатам и свержению тех, кто рискнул им воспользоваться.

Впрочем, существуют и «мягкие» варианты нарушения прав избирательных прав граждан. Например, перед каждой избирательной кампанией политики или меняют законы о выборах, или вообще стремятся отменить процедуру избрания высших органов власти. Сначала в 2000 году президенту едва не удалось сократить количество депутатов Рады до 300, и при этом создать вторую палату, которая формировалась бы им единолично. В 2003-2004 году маятник качнулся в другую сторону, и уже депутаты попробовали было лишить граждан права напрямую избирать президента. В конце 2004 года депутатам удалось продлить свои полномочия на один год - до 5 лет. В результате количество парламентских выборов в следующие 20 лет сократится на одну единицу. А значит и возможностей призвать к ответственности политиков станет меньше.

Право на мирные собрания и митинги превратилось в имитацию: массовые акции просто стали для многих украинцев способом заработать за день от 20 до 100 грн.

Петр Ривный

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых