aif.ru counter
22.06.2006 00:00
16

Дело мастера продлится

Любуясь деревянными фигурами, созданными киевлянином Николаем Оцунем, не остается сомнений, что этот человек - потомственный народный мастер. Бабушка его сама ткала, а дедушка занимался резьбой по дереву.

Ни историческое образование, ни преподавание, ни работа с малолетними преступниками не сумели отвлечь Николая Петровича от семейных традиций. Любимым делом он не переставал заниматься ни служа в МВД, ни участвуя в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Даже работая в ПТУ,  мастер часто вывозил своих подопечных на природу, где учил изготовлять простые поделки из подручных материалов.

Свободного времени у Николая Оцуня нет. От любимого занятия он отрывается только ради очередной выставки народного творчества, посещения Дома природы, Союза народных мастеров Украины или собрания киевского казачества. Корреспондент «АиФ» встретился с Николаем Петровичем как раз после его поездки в Чернигов на симпозиум народных мастеров.

«Участники симпозиума должны были изготовить предметы, которые могли бы стать образцами для тиражирования, - рассказал мастер. - Это и кружки для меда, и черпаки с ручками в виде голов коня и оленя - древних символов солнца и трудолюбия наших предков. Результаты наших трудов будут выставлены в Чернигове и Киеве - в выставочном зале Союза народных мастеров. А летом в музее народной архитектуры и быта в Пирогово состоится следующий симпозиум - так что приглашаем всех, кто ценит живое ремесло. На этот раз мастера будут вырезать ложки, черпаки и просто деревянную посуду. Часть работ  останется в домах музея, часть разойдется по выставкам».

Кстати, в прошлом году в Пирогово прошел первый симпозиум народных мастеров. Задачей резчиков было создание фигур, символизирующих занятие пчеловодством. Готовые статуи сейчас сохнут в специальных запасниках, а осенью их выставят на всеобщее обозрение. «Жаль только, что они хранятся не по правилам, - говорит мастер. - Чтобы дерево не трескалось, его нужно просверлить насквозь, а этого никто не сделал. С другой стороны,  трещины придают работе особенный шарм - создается впечатление, что скульптуре не один десяток лет».

Мечта мастера - возродить архаичное народное искусство, пропитанное знаниями и мудростью предков, и обязательно  восстановить неповторимую орнаментику всех регионов Украины. Материалами для исследования Николаю Петровичу служат образцы работ мастеров XVIII - XIX веков, находки археологов, изучающих Трипольскую и другие древние культуры на территории Украины. «Интересно, что многие мастера-резчики, начав с современных узоров, рано или поздно возвращаются к истокам: древним техникам и орнаментике, - утверждает Николай Оцунь. По узору можно распознать, в каком уголке Украины был изготовлен тот или иной предмет. Например, в черниговском регионе до сих пор  популярен растительный орнамент, в киевском - геометрический. Очень важно, что древние традиции не мешают выражению индивидуальности мастера. Наоборот, тут происходит взаимное обогащение традиций и личного стиля резчика».

Материалы полосы подготовила Марыля Босакевич

Фото автора

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых