aif.ru counter
22.06.2006 00:00
13

Хозяин парламентской тайги

Борьба за место председателя Верховной Рады напоминает  настоящий триллер и грозит обернуться очередным политическим кризисом.

Все парламентские силы хотят поставить во главе Рады «своего человека», чтобы изменить баланс власти в свою пользу. Обозреватель «АиФ» Петр РИВНЫЙ попытался понять, что дает эта должность ее обладателю и какие правила он должен освоить, чтобы выжить.

Спикеру - спикерово

В украинских условиях спикер всегда являлся удобной фигурой для проведения тайных переговоров между властью и оппозицией. Благодаря особому статусу и иммунитету он способен выслушивать обе стороны и предлагать собственные варианты выхода из политического кризиса. В результате и власть, и оппозиция становятся его должниками. Спикер приобретает друзей во враждующих лагерях и получает возможность расставлять своих людей на ключевых постах. Правда, такое положение не всегда гарантированно. Стоит спикеру замешкаться, как «должники» тут же забывают о своих обещаниях. Например, несмотря на исключительную роль в оранжевой революции, Владимир Литвин не сумел сохранить своих людей в Госкомтаможне и на постах губернаторов Днепропетровской и Хмельницкой областей.

Спикер может стать посредником между крупным капиталом и исполнительной властью. В. Литвин стал инициатором подписания с участием Ющенко и Тимошенко меморандума о неприкосновенности частной собственности. Наконец, спикер является вторым лицом государства на международной арене. В то время как президент и премьер-министр оспаривают друг у друга главенство в исполнительной власти, спикер единолично олицетворяет власть законодательную. Поскольку все международные договоры и даже некоторые контракты ратифицируются парламентом, иностранным правительствам, фондам и компаниям приходится идти к спикеру на поклон. Однако чтобы стать настоящим председателем парламента, любому новому спикеру придется выучить несколько формул парламентской власти.

Парламентский дарвинизм

Правило первое - спикеру не стоит оспаривать власть президента. Иван Плющ и Александр Мороз неизменно проигрывали президентские выборы. Дело в том, что при всех плюсах своего положения, спикер ассоциируется у избирателей с работой всей Верховной Рады и ее недостатками. Кроме того, любой спикер успевает нажить себе множество врагов в исполнительной власти, которую «по долгу службы» критикует в стенах парламента. То есть административный ресурс в регионах по традиции работает против спикера - кандидата в президенты. Единственным исключением из правила стал Леонид Кравчук. Однако своим избранием он обязан тому обстоятельству, что при его спикерстве Верховная Рада приняла Декларацию о суверенитете и Акт о независимости Украины.

Правило второе - спикер должен контролировать не менее 30-40% депутатского корпуса. Причем 50-60 депутатов должны быть лично обязаны ему своим положением (мандатом или лоббистскими каналами). Только при таком условии председатель может предотвратить попытки сговора соперников и смещения с поста. Если же численность фракции спикера менее 45-50 человек, то такой председатель наверняка будет зависеть от более крупных игроков. В этом отношении поучительный урок получил Александр Ткаченко. Поставив на коммунистов, проигравших выборы 1999 года, Ткаченко лишился поддержки окружения Кучмы и был смещен в результате «бархатной революции» в парламенте.

Правило третье, и самое главное - спикер должен ориентироваться на более сильную ветвь власти, но в критические моменты поддерживать слабую сторону. Это правило обусловлено, в первую очередь, положением регламента Верховной Рады. Чтобы стать спикером, достаточно 226 голосов. То есть поддержки правящей верхушки. Однако спикеру нужно позаботиться и о поддержке со стороны оппозиции - сместить его могут 2/3 парламента. Если председателю удастся найти контакт с оппозицией и привлечь ее на свою сторону, у него больше шансов продержаться в кресле и не стать разменной монетой в игре президента или премьера с оппозицией.

Сила аппарата

Кроме политических полномочий, спикер парламента контролирует огромные материальные ресурсы. В частности, главе парламента подчиняется руководитель аппарата Верховной Рады и управления делами Рады. Это человек, от которого зависит политический и не только быт всех 450 депутатов, от буфета и канцелярских принадлежностей и до служебных автомобилей и распределения квартир. К слову, в 2006 году на аппарат выделено около 120 млн. долл., в то время как на аппарат Кабинета министров - всего 46 млн. долл.

Более того, именно главе парламента подчиняются такие управления аппарата, как главное организационное, главное юридическое и научно-экспертное. То есть каждая законодательная, лоббистская инициатива депутатов должна пройти сквозь «сито» аппарата. Хотя об этом открыто не говорят, спикеру нетрудно включить «красный свет» для законопроектов своих политических соперников. С помощью процедуры и аппарата председатель ВР может показать свою силу и президенту. Благодаря контролю над аппаратом парламента спикер может влиять и на Счетную палату, которая, по закону, обслуживается в управлении делами ВР. То есть даже если пост главы Счетной палаты отдать оппозиции, остальные работники будут косвенно зависеть от провластного председателя парламента.

Чужой опыт

В классических парламентских республиках основные партии предпочитают выносить пост спикера за рамки политической борьбы, именно из-за его огромных полномочий.  Гарантией независимости и равноудаленности спикера являются нормы регламента, по которым его избирают большинством голосов всех фракций. Например, в Великобритании спикером часто становился представитель проигравшей партии. Еще более профессионально подходят к избранию спикера в Германии. Например, первым решением нового немецкого парламента было избрание спикера, за которого проголосовали 4 из 5 фракций. А вот в Италии в результате последних выборов посты спикеров обеих палат парламента были закреплены за победившим левым «Союзом» Р. Проди. Непримиримость левых объясняется желанием отобрать у экс-премьера С. Берлускони все рычаги влияния на власть.

В ближнем зарубежье, положение спикера часто зависит от его отношений с главой государства. Для центральноазиатских республик вообще характерно избрание председателем парламента ближайших родственников президента. В России в 2003 году спикером избрали Бориса Грызлова - одноклассника главы ФСБ М. Патрушева и близкого друга президента В. Путина. В Белоруссии, Азербайджане и Туркмении спикер - не более чем представитель и надзиратель главы государства. В Грузии, Молдавии, прибалтийских странах спикеры часто являются лидерами альтернативных демократических сил, готовых заменить дискредитированных или слабых президентов и премьеров, чтобы не позволить перехватить власть радикальной оппозиции.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых