aif.ru counter
40

Корреспондент "Аиф" побывал в лабиринте Минотавра

Подъезжая к знаменитому Кносскому дворцу, не веришь своим глазам: точно такие же колонны, известные нам по учебникам античной истории, украшают мини-отели. Вот вилла «Калипсо», мимо проезжает автобус «Зевс», на ларьке написано - «Ящик Пандоры». Зачем удивляться? Все-таки именно здесь, на Крите, родился самый главный греческий бог Зевс. Когда он подрос, вместе с прекрасной Европой произвел на свет знаменитого царя Миноса, а Калипсо - просто нимфа, известная всему миру, подружка заядлого путешественника Одиссея.

Вокруг холма, на котором построен Кносский дворец, раскинулись оливковые рощи. «Здесь растут самые вкусные огурцы, - объясняет главную черту этих мест гид по имени Эвридика. - Кноссос расположен идеально - в пяти километрах от моря. Все-таки на побережье климат посуше, а в глубине Крита - плодородные земли, вот огурцы и растут в свое удовольствие». Что обозначает слово «Кноссос» - никто не знает. Зато всем известно, что это место на Крите - самое посещаемое, как в Египте пирамиды.

А где лабиринт?

Туристы из СНГ первым делом интересуются: а где, собственно, лабиринт Минотавра? Когда узнают, что Кносский дворец, построенный во втором тысячелетии до нашей эры, и есть тот самый лабиринт, это разочарование года обсуждается и на следующий день за чашечкой утреннего кофе. Да разве можно поверить в то, что именно сюда - в запутанный Кносский дворец, приносили жертву: семь юношей и девушек? И разве отсюда Тесей, отправленный на съедение Минотавру, выбрался наружу при помощи нити влюбленной в него Ариадны? Когда видишь дворец вблизи, а точнее - то, что от него осталось, все это кажется весьма подозрительным.

Но, углубляясь в логику этой архитектурной вахканалии из множества комнат и коридоров, понимаешь: лабиринт не может быть отдельно стоящим сооружением для прихотей критской знати, это весьма полезный объект для реальной жизни. «Странная планировка - не что иное, как продуманная система против землетрясений, - рассказывает Эвридика. -  В Греции три балла - привычное явление, о котором даже не сообщают. Недавно, например, зарегистрировали шесть баллов, но ничего страшного не произошло: у нас строят сейсмоустойчивые дома - не выше шести этажей. Все дело в том, что возле Крита сходятся две плиты: африканская и евразийская. Вот и трясет».

Кстати, вокруг дворца ничего строить нельзя, и не потому что трясет на глобальном уровне. Кноссос - археологический объект. Поэтому проблема Киевской Софии, страдающей от окружающего строительного бума, для Кноссоса неактуальна. У дворца площадью двадцать тысяч квадратных метров другая неприятность: он создан из алебастра. Его большие плиты из тонкозернистой разновидности гипса уже основательно «исцарапаны» дождями, будто острыми иглами. 

Двойные двери и световые колодцы

При ближайшем рассмотрении Кносский дворец оказывается пятиэтажным, но это чудо не бросается в глаза, поскольку сооружение возведено вокруг холма. В его стенах было прохладно даже в самые знойные дни - благодаря специальным вентиляционным устройствам. Окна заменяли световые колодцы-дворики, жизнь облегчали вращающиеся двойные двери. Древние критяне жили не только практично, но и эстетично. Вот, например, знаменитые колонны Кносского дворца, отстроенные заново (когда-то они были деревянными). Колонны сужаются книзу, визуально облегчая строение: это «визитка» критской архитектуры - часть мировоззрения местных жителей: в жизни не должно быть ничего давящего, громоздкого.

Над дверными проемами внимательные замечают «двойной топор» - это не работа дотошных туристов, желающих оставить после себя след в истории. Топоры - главный символ того интересного времени. Как и наш крест, оберегающий от нечисти, «двойной топор» служил для разгона вражеских духов. Кстати, слово «лабиринт» произошло от древне-греческого «лаврис». А «лаврис» - это и есть топор. Вот и получается: где много лаврисов - там и находится лабиринт: «место двойных топоров».

Археологический нонсенс

Парадоксально, но до сегодняшнего дня раскопано менее половины Кносского дворца. «Для археологических объектов никогда не хватает денег, - объясняет Эвридика. - Вообще на Крите раскопано четыре дворца, а предполагается, что существует еще три».

В XIX веке руины Кноссоса были не видны. На холме росли оливковые деревья, местные жители находили мелкие античные вещицы. Дворец обнаружил приезжий. Спустя годы ему поставили бронзовый бюст. Теперь на глазах у туристической публики изваяние хранителя Оксфордского музея Артура Джона Эванса, не стесняясь, обнимают и целуют, как живого, его соотечественники. Первооткрывателя Эванса на родине почитают. И есть за что.

Этот упрямый англичанин, впоследствии получивший титул сэра за свои исключительные заслуги по открытию Критской цивилизации, начал усердно копать местную землю в марте 1900-го. Уже на третий день он писал в своем дневнике: «Исключительное явление - ничего греческого, ничего римского...» О своей находке Эванс рассказал в четырехтомном труде, в котором и назвал критскую культуру Минойской - в честь царя Миноса. Правитель тогдашнего Крита мог бы этим гордиться, тем более что царем он был достойным: судя по оставленным фрескам, жили здесь радостно и демократично.

На Крите не было монументальных храмов - как у египтян. Хотя местные зодчие и художники обыгрывали некоторые египетские идеи, но уже пройденное не копировали. Здесь многое в Европе создали впервые: от театра до первого туалета. Удивительно: на Крите не обнаружили ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Похоже, критское искусство имело преимущественно светский, дворцовый характер. И, кстати, вокруг роскошных критских дворцов не было мощных крепостных стен. Это вам не современная Конча-Заспа. 

Ксения Мелешко.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых