aif.ru counter
20.04.2006 00:00
23

Полынь горька и 20 лет спустя

Трудно найти иголку в стоге сена, а правду о чернобыльской аварии - в официальных версиях. Если в первые годы после взрыва на ЧАЭС советские власти жестко цензурировали любые публичные высказывания и проекты на данную тему, то с течением времени  истина настолько плотно покрылась защитной информационной пленкой, что на данный момент она - тайна за семью слоями. Практически, миф.

Столь ясная и бесспорная трагедия, как взрыв на Чернобыльской атомной станции, для украинцев остается не просто черным пятном в биографии и медкарте страны, а темным явлением, чьи последствия так же непонятны, как и причины возникновения самой катастрофы, включая и способы ее ликвидации, а также попытки замять масштабы самой аварии.

Спустя 20 лет практически невозможно найти потерявшуюся в траве иглу, но канал «1+1» и не ставит перед собой такую задачу. Есть другой способ прояснить для себя картину - услышать, а в данном случае и увидеть, мнение разных людей. В течение пяти дней в рамках утренней программы «Документ» будут показаны пять фильмов известных украинских документалистов, посвященных одной горькой теме.

История, связанная с созданием последней работы режиссера «Укркинохроники» Владимира Шевченко «Чернобыль. Хроника тяжелых недель» столь же тяжела, как и основное событие картины. Создатель кинопрецедента, разошедшегося впоследствии по 132 странам мира, получившего призы девяти международных кинофестивалей и вошедшего в историю украинской и мировой кинопублицистики ХХ века, умер от лучевой болезни буквально через месяц после премьеры.

И сам проект, и его выход на экран дались ему нелегко, в прямом смысле - кровью и жизнью. Ведь, с трудом давая «добро» кинодокументалистам на посещение места аварии, чиновники собирались все-таки, несмотря на факты, заставить режиссеров пропеть гимн советскому государству и запечатлеть героический труд по ликвидации последствий катастрофы. Но, глядя с вертолета в самое жерло разрушенного реактора, ступая по еще дымящимся осколкам графита на крыше третьего реактора, и наблюдая через «глаз» камеры за отрядами странных фигур в защитных костюмах, сложно писать оды.

Чтобы получить разрешение на выезд в зону отчуждения, группе Владимира Шевченко пришлось пережить настоящий бумажный штурм, посылая многочисленные запросы и получая неясные отказы. 14 мая команда Шевченко наконец-то выехала в Чернобыль. Кроме них в эти первые дни после аварии сюда смогла прорваться только съемочная группа Роллана Сергиенко. В течение ста дней Владимир Шевченко, операторы Виктор Крипченко и Владимир Таранченко снимали происходящее на ЧАЭС - переселение жителей пораженной зоны, работу пожарных, врачей, шахтеров, дозиметристов, энергетиков, солдат... Двадцать тысяч метров пленки.

В октябре 1986 года фильм был готов, но по распоряжению министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Бориса Щербины, все печатные, аудио-, фото- и видеоматериалы, связанные с Чернобылем, должны были проходить специально созданную Межведомственную группу экспертов, в которую входили представители тридцати трех министерств и ведомств. После этого свое разрешение должны были дать ЦК, Политбюро, Главлит и Госкино.

А поскольку фильм «Чернобыль. Хроники тяжелых недель» был не о славе Отечества, картину требовали резать, резать и еще раз резать. Режиссер, получивший высокую дозу радиации, отстаивал честный подход, и четыре месяца спустя премьера все-таки состоялась, но в искалеченном цензурой виде. 26 апреля зрители «1+1» впервые увидят украинскую версию картины, где дикторский текст на украинском языке читает актер Андрей Поддубинский.

Десять лет спустя другой документалист, Анатолий Борсюк, побывал на Чернобыльской станции и снял фильм, который так и назвал - «Посещение». По словам автора, это спокойная картина без политических оценок, истерик, без заявлений о своих позициях и попыток «давить на слезу». Создатели снимали только то, что хотели, что сами считали нужным, что видели и слышали вокруг.

В свое время на земле, отравленной «мирным атомом», побывал и автор многих спецпроектов «1+1», ведущий Юрий Макаров: свой взгляд на катастрофу на ЧАЭС он отразил в фильме «Город солнца». Неоднократно посещала зону и Ольга Герасимьюк, чей документальный проект о чернобыльской аварии также будет демонстрироваться в программе «Документ». Начало «чернобыльской серии» в эфире «1+1» положит картина одного из ведущих украинских документалистов Игоря Кобрина «Не хочу вспоминать».

«Это режиссерское кино, без какого-либо закадрового текста, - объясняет Игорь Кобрин. - Только эмоции. Основная мысль - показать трагедию государства в сумме трагедии отдельных людей. Об этом никогда не говорили, потому что все мыслили лозунгами, но ведь любая страна состоит из таких вот отдельных граждан».

Марина Лукошко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых