aif.ru counter
13.04.2006 00:00
12

Пресные дни календаря

В Киеве проживает около 70 тысяч евреев. Многие из них 12 апреля готовятся отметить иудейскую Пасху - Песах. Одно из яств, которое обязательно должно присутствовать на столах в этот и несколько последующих дней, - это маца, или иудейский пресный хлеб. В нашем городе  его выпекают столько, что хватает не только для киевлян, но и для евреев, живущих за границей. 

О том, чтобы каждый желающий имел на праздничном столе мацу, беспокоится Киевская иудейская религиозная община. Ритуальные хлебцы начинают печь за 3 месяца до Песаха в специальной пекарне, расположенной рядом с Главной синагогой Киева, что  на Подоле.  В цехе работает более 20 человек. Сейчас все они сильно загружены работой, поскольку заказы на мацу поступают не только из разных городов Украины, но и из России, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии, Восточной Европы, Великобритании. Оказывается, подобных предприятий на пост-советском пространстве - буквально единицы. Одно находится в Москве, другое - в Санкт-Петербурге. А в Украине, кроме Киева, мацу пекут лишь в Днепропетровске. Правда, там используется ручной труд, поэтому продукции получается немного. В Киеве же, где процесс выпечки автоматизирован, за сезон выпекают по 200 т мацы. Половина отправляется за границу.

Состоятельные евреи стараются приобрести мацу, приготовленную вручную в Израиле. А их единоверцы среднего достатка обычно покупают продукт, произведенный в автоматизированных цехах. Первая в мире машина для выпечки мацы была сконструирована более 100 лет назад. В киевской синагоге автоматизированная печь появилась в 1969 г. Современное, более совершенное оборудование было установлено там в 1994 г. С тех пор с конвейера мацепекарни сошло более 1 тыс. тонн мацы.

«Маца должна быть кошерной, - говорит Евгений Зискинд, исполнительный директор Объединения иудейских религиозных организаций Украины. - Приготавливая этот хлеб, необходимо придерживаться всех религиозных требований». Большое значение имеет качество зерна. Его выращивают по специальному заказу в нескольких хозяйствах Таращанского р-на Киевской обл. Зерно и муку тщательно оберегают от попадания влаги. Готовая маца должна выйти из  печи не позже, чем через 18 мин после начала замешивания теста, чтобы оно не успело забродить. Ведь история гласит, что иудеи в свое время по зову Всевышнего очень спешно покидали Египет, потому приготовленные ими замесы не успели подойти. Испеченный на скорую руку хлеб назвали мацой, которая  с тех пор напоминает еврейскому народу о выходе из египетского рабства.

Чтобы продукт получался на 100% кошерным, за процессом его производства бдительно следят машгияхи - мужчины и женщины ортодоксального иудейского вероисповедания. Только евреям можно замешивать и раскатывать тесто, включать печь. Весь процесс выпечки происходит на конвейере. Сначала раскатанный слой пресного теста похож на толстую ковровую дорожку примерно метровой ширины. Затем по мере пропекания он становится тоньше и постепенно покрывается золотистой корочкой, на которой одна за одной появляются небольшие дырочки. Но интереснее всего - заключительный процесс, который происходит на выходе мацы с конвейера. В этот момент женщины ломают поджаристые пластины на квадраты, охлаждают, взвешивают и упаковывают их в разноцветные коробки с поздравительными надписями.

В эти дни возле синагоги вкусно пахнет горячей пресной выпечкой. А ко двору то и дело подъезжают фуры с иногородними номерами, загружаются коробками с мацой и везут пресный хлеб во все концы мира.

Справка «АиФ».

Как и все паломнические праздники, Песах имеет два значения. Одно связано с историей еврейского народа, другое - со сбором урожая. С одной стороны, этот праздник напоминает об исходе евреев из Египта. По сей день в память об этом событии во время Песах запрещено употреблять в пищу квасное, поскольку евреям, покидавшим Египет с большой поспешностью, пришлось печь хлеб из незаквашенного теста. С другой стороны, Песах связан с уборкой урожая озимого ячменя: во времена Иерусалимского храма во второй день праздника было принято приносить в жертву один омер (мера объема, равная 3,96 л) ячменя нового урожая. Только после этого разрешалось есть зерно этого урожая.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых