aif.ru counter
13.04.2006 00:00
40

О правах покупателей и нравах продавцов

В разгаре конфликта между покупателем и продавцом, а иногда между покупателем и охраной не стоит забывать непреложную истину: клиент всегда прав. Зачастую именно персонал магазина является виновной стороной, которая, пользуясь правовой неграмотностью покупателей, пытается выставить нас не в лучшем свете. Так что, если вы хорошенько изучите свои права, вам будет легко пресечь на корню все попытки вас провести.

С помощью зампредседателя Общества по защите прав потребителей г. Киева Андрея Галайчука, «АиФ» решил рассмотреть наиболее распространенные конфликтные ситуации.


Хамы в охране

Обычно эти молодчики раздражают больше всего. Согласитесь, вежливый охранник в супермаркете - явление крайне редкое. История из жизни: в одном из столичных минимаркетов на Левом берегу представитель охраны магазина в течение четверти часа преследовал меня из отдела в отдел буквально по пятам. При этом юноша весьма неумело изображал из себя обычного покупателя. Собрав остатки вежливости, я прямо поинтересовалась, что ему нужно. «Это мой отдел!» - заявил охранник. Я попросила оставить меня в покое. И что вы думаете? Он все равно сопровождал меня до самой кассы!

Второй неприятный случай. При выходе возле кассы одного из крупных киевских супермаркетов меня остановила девушка-охранник и попросила раскрыть сумку. Я справилась с раздражением и исполнила ее просьбу. Но девушка не успокоилась. «Книжечку покажите!» - сказала она, указывая на мой личный дневник. Я отказалась, и барышня начала вызывать охрану по рации. Оказывается, я подозрительно долго находилась в книжном отделе, поэтому за мной установили наблюдение. А при досмотре цветную обложку журналистского блокнота приняли за украденную книгу. В итоге мне пришлось выполнить просьбу бдительной сотрудницы охраны. Меня отпустили, так и не извинившись. 

Если в вашей сумке лежат вещи, которые продаются в данном магазине, то во избежание недоразумений их, конечно, лучше оставить в камере хранения. В противном случае у охранника будут все основания попросить вас задержаться до прихода милиции. А вот осматривать карманы и сумки он не уполномочен. Если покупателя все-таки досмотрели, он имеет полное право подать в суд на охранную фирму за унижение человеческого достоинства.

Камеры недоверия

Однажды наш читатель И. Слисаренко пожаловался на то, что администрация магазина заставляла его оставить в камере хранения ноутбук фирмы «Тошиба». Скандал вышел нешуточный. Знаете ли вы, что магазин не несет никакой ответственности за имущество, запертое в хлипком ящике? Однако несмотря на это, покупателей упрямо заставляют оставлять сумки в камере хранения.

Есть два решения этой проблемы. Если вы пришли в магазин электроники и бытовой техники, скажем, со своим компьютером, вы  можете сдать его под расписку начальнику службы безопасности магазина. Заметьте, не в камеру хранения, а именно под личную ответственность начальника СБ. После посещения магазина вы пишете расписку и забираете свою ценную вещь. А вот если компьютер требуют сдавать в камеру хранения в продуктовом магазине, то это уже незаконно.  Вариант второй. Если охрана настойчиво заставляет вас оставить вещи в камере хранения,  предложите или составить акт с полным перечнем того, что доверяете на временное хранение магазину, или предоставить вам услугу по запечатыванию вещей в пакет. Кстати, многие компании установили аппараты по запечатыванию личных вещей именно для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Бей посуду, я плачу

Случается, что товар на полке выставлен очень ненадежно. И только покупатель прикоснулся к заинтересовавшей его электролампе, как хлоп, и к нему тут же почему-то с довольным видом спешит девушка в униформе, и предлагает заплатить за разбитый товар. А вы заметили высоту пирамиды, в которую все эти лампочки сложены? Даже играющий в кубики трехлетний малыш знает, что слишком высокий домик может завалиться. А тут вроде бы взрослые люди работают, да и лампочки - не кубики.

Если предметы установлены на полке таким образом, что от малейшего прикосновения падают - вашей вины в случившемся нет. Если вас толкнули на полки или стеллажи, вы также  ни  при чем. В случае возникновения спорной ситуации призовите третью сторону - сотрудников милиции. Но вот если товар повредил ваш ребенок, пока вы  выбирали модный журнал, за его баловство придется отвечать вам.

Не ешь без чека!

Еще одна распространенная ситуация - вскрытие продуктов до их оплаты. Иногда нужно срочно запить таблетку. Или человек (например, студент) очень голоден, ему хочется откусить хлеба, а в кассу очередь на полчаса.

По правилам торговли пользоваться покупкой разрешено только после ее приобретения. Иначе съеденный сырок или выпитый сок может считаться украденным. Поэтому потерпите до кассы или, в крайнем случае, спросите разрешения у сотрудника магазина.

А сдача где?

Отстояв длинную очередь, вы, наконец, выкладываете покупки перед кассиром. Но, увидев в ваших руках крупную купюру, кассир заявляет, что не будет пробивать чек из-за отсутствия сдачи. Идите, мол, сами и меняйте. Или, если хотите, ждите, пока в кассе появится мелочь.

Согласно правилам торговли, рабочее место кассира должно быть обеспечено всем необходимым для работы, в том числе и достаточным  количеством разменных купюр и монет. Обычно соблюдение этих правил входит в обязанности не самого кассира, а администрации магазина.

Вскрытие должно показать

Недавно мне срочно понадобились наушники для плеера. В попавшемся по дороге магазине мне предложили плотно упакованный в пластик вариант. Уже на работе, развернув упаковку, я обнаружила, что у наушников в одном месте перебит шнур, и они не работают. Как мне теперь доказать администрации магазина, что мне продали брак? Нужно ли требовать обязательного вскрытия упаковки товара при покупке для того, чтобы проверить его качество?

Не покупайте товар, который не дают распаковать! Формально продавец не имеет права запрещать покупателю проверить товар. Но он может долго убеждать вас, что этого делать не стоит. Отдел  проверки может находиться далеко от касс или даже в другом здании. Товар прочно запакован, так что у покупателя (особенно, если он приобретает вещь в подарок) не должно возникнуть желания его открывать. Между тем продавец обязан не только в вашем присутствии проверить исправность товара, но и заполнить гарантийный талон.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых