aif.ru counter
54

Повелительница фантиков

Рисунки киевлянки Эммы Бурдынской хорошо знакомы и любимы многими. Дело в том, что она - автор более 800 работ, которые десятилетиями украшали упаковки для печенья, обертки для шоколада, фантики и коробки для конфет. Но вот несправедливость: никто и никогда не знал, кто автор симпатичных и таких родных с детства картинок на любимых сладостях.

Хит на «Птичьем молоке»

Сегодня Эмма Ильинична уже на заслуженном отдыхе. Но, начиная с 1960-х годов, она   более 30 лет проработала  художником при Министерстве пищевой промышленности УССР. Девушка из Донбасса в столице оказалась в силу обстоятельств - вышла замуж за киевлянина. За плечами был небольшой опыт работы художником-карикатуристом в газетах и диплом редакторско-издательского факультета Львовского полиграфического института. Художником-дизайнером этикеток для кондитерской промышленности стала случайно. Услышала как-то о наборе сотрудников в мастерскую, и пошла устраиваться на работу.  Больше всего на тот момент Эмму Ильиничну привлекало то, что ее труд там оценивался не количеством проведенного на работе времени, а результатами. Она ночи напролет рисовала этикетки, с  трудом выкраивая свободное время для другого любимого занятия - пения.

«Я вся в отца, а он был виолончелистом в оркестре Донецкого оперного театра, в свободное время играл на саксофоне в джазовом ансамбле, - рассказывает Эмма Ильинична. - А голос,  хорошо поставленное от природы колоратурное сопрано, достался мне от мамы. Когда я переехала в Киев, несколько лет со мной занималась преподаватель консерватории Вера Любимова, которая отшлифовала мои вокальные данные. Работая художником в Минпищепроме Украины, я умудрялась ездить на гастроли по всему СССР от «Укрконцерта». Благодаря этому я познакомилась и подружилась со многими артистами: Анатолием Соловьяненко, Вилли Токаревым и др. Мне посчастливилось петь под аккомпанемент известных инструментальных коллективов».

Тут же звучит «Лебедь» Сен-Санса в исполнении Эммы Бурдынской и ансамбля скрипачей московского Большого театра. Магнитофонная запись сделана лет 15 назад, во время гастролей театра в Киеве. И стало понятно, почему на коробке с «Птичьим молоком» художница примерно в то же время нарисовала скрипку и розы. Наверное, в основу этого сюжета легли незабываемые впечатления Эммы Ильиничны. Кстати, в коробках с этим рисунком и сейчас одна из киевских кондитерских фабрик выпускает конфеты «Птичье молоко». И это только одна из популярных работ художницы.

Приключения  «Золушки»

До сих пор в магазинах продается молочный шоколад «Золушка», на обертке которого - летящая вниз по лестнице героиня сказки теряет башмачок. Этой картинке пришлось преодолеть сложный путь от момента создания до массового тиражирования.

«Рисовали мы под конкретный заказ, - рассказывает Эмма Ильинична о технологии работы. - И вот однажды, а было это лет  20 назад, мне поручили придумать картинку, иллюстрирующую  сказку «Золушка». Готовые  работы принимал художественный совет, состоящий большей частью из чиновников Минпищепрома и представителей кондитерских фабрик. Мой рисунок кому-то из Министерства не понравился, и его не утвердили. На моей стороне был всего один человек, директор одной из кондитерских фабрик, но его голоса было недостаточно. И тогда он отправил картинку с Золушкой на московский конкурс рисунков для этикеток, и там она заняла одно из призовых мест. Что интересно, после этого и наш худсовет поменял свое мнение. Так моя Золушка появилась на шоколадках».

Ярче и веселее

Наверное, у многих, чье детство пришлось на 1970-80-е годы,  при виде фантиков, оберток и этикеток, которые бережно хранит  художница, дрогнуло бы сердце. Ведь в те времена детям не хватало красочных игрушек, цветных безделушек, и они массово коллекционировали разнообразные обертки. Кто не помнит серии рисунков на больших шоколадно-вафельных конфетах «Гуси-лебеди», «Репка»,  «Гулливер»? Или этикеток с изображением олимпийского Мишки, фантиков с золотыми верблюдами для «Кара-Кума», черных котов с оберток ирисок и пингвинов на конфетах

«Зоологические»?

«Из-за ограниченных возможностей отечественной полиграфии мы использовали в рисунках только три  цвета красок, - вспоминает Эмма Ильинична. - Не было возможности украсить картинку бронзой или серебром. Работы получались мрачноватыми. И только в начале 1980-х годов часть рисунков на упаковках начали печатать за границей - в Финляндии, Голландии, Швеции. У художников появилась возможность использовать более широкий спектр красок, и наши работы стали ярче и веселее».

Сейчас Эмма Ильинична уже не рисует. Зато часто поет на концертах. А в свободное время шьет себе наряды для выступлений и мастерит украшения к ним. Трудно поверить, что вроде бы настоящие на вид вологодские кружева она делает из обычной тесьмы, сшивая ее особенным образом.  Желто-зеленую розу она смастерила из засушенного гриба, который рос на дереве, а шикарные кожаные украшения на шею и руки - из старой сумки.

Галина ГИРАК

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых