aif.ru counter
23.03.2006 00:00
35

Хотели как лучше, а получилась Куреневская трагедия

В марте 1961 года в Киеве произошла техногенная катастрофа, названная позднее Куреневской  трагедией. Спустя 45 лет это событие заставляет задуматься не только над прошлым, но и над будущим.

Их не считали людьми

Предыстория Куреневской трагедии началась во время немецкой оккупации Киева 1941-43 гг., когда в Бабьем Яру проводились массовые казни советских граждан. По этническому признаку «вычищали» евреев и цыган. По военно-политическому - подпольщиков, заложников, военнопленных, украинских националистов. В разное время называлось различное количество погибших - от более чем 1 млн. человек до 2,6 млн. Истину теперь не установишь: перед отступлением из Киева оккупанты позаботились о кремации трупов.

В СССР тех лет попавшие в оккупацию граждане и военнопленные полноценными людьми не считались. Более того, значительную часть рас-стрелянных составили евреи. А поскольку в послевоенные годы стремительно нарастал государственный антисемитизм, с яром особо не церемонились. Так родился кошмарный проект «благоустройства» района Бабьего Яра. Его устье перегородили земляной дамбой, из расположенных неподалеку карьеров Петровских кирпичных заводов стали качать в яр пульпу. По идее, она должна была расслаиваться, песок и глина - оседать на дно, вода - стекать через отводные желоба. Однако этого не произошло. Видимо,  из-за высокого содержания в почве яра то ли глины, то ли человеческого жира, вытопленного при сожжении сотен тысяч трупов. Во всяком случае, к 13 марта 1961 г. талые воды подмыли дамбу, и около девяти утра из устья Бабьего Яра на расположенный ниже район хлынул селевой поток.

Цифры не лгут

Первоначальная высота вала грязи составляла 14 м, скорость течения - 5 м/с.

Постепенно сель разогнался до 60-70 км/ч. Под удар попало трамвайное депо им. Красина (ныне трамвайный парк «Подол»), завод «Укрпромконструктор», больница, стадион «Спартак», часть ул. Фрунзе,  жилые дома в самом яру и ниже. Из-за коротких замыканий загорался транспорт, людей поражало током. Несколько работников депо пожертвовали жизнью, но отключили силовую подстанцию - иначе последствия могли быть еще серьезнее.

Сколько человек погибло в этом кошмаре, доподлинно неизвестно до сих пор. Согласно некогда секретной Справке №10 «О ходе работ по ликвидации последствий затопления в районе улицы имени Фрунзе Подольского района г. Киева», во время ликвидации аварии было найдено 133 трупа, в больницах умерло еще 4 человека - всего 137 человек. В день катастрофы администрация трамвайного парка разыскивала еще 8 человек.

Бывший работник столичной «скорой помощи» Петр Заруденский, принимавший участие в ликвидации последствий селя, свидетельствовал, что на раскопки грязевого заноса пригнали бульдозеры, которые ножами рвали некоторые трупы на части. Откопанных живыми старались размещать не в столичных больницах, а в пригороде. А потом, кто где умирал, там его и хоронили. И эти смерти в статис-тику жертв не вошли.

Есть масса свидетельств, что о надвигающейся катастрофе предупреждали тогдашнего киевского градоначальника Алексея Давыдова, других чиновников. Но те на порог не пускали «назойливых самозванцев». С какой стати их слушать - ведь проект «благоустройства» такой замечательный и, главное, надежный. 13 марта 1961 г. выяснилось, кто же ошибался на самом деле.

А дальше что?

Тут бы самое время вздохнуть над горькой участью невинных жертв грубых просчетов авторов одиозного проекта «благоустройства» района Бабьего Яра. И поставить жирную точку. Но этого сделать нельзя. Потому что история киевских катастроф началась не с Куреневской трагедии, а с холодной зимы 1921 года, когда город замерзал без дров, и с массовых расстрелов в Бабьем Яру в 1941-43 гг. На Куреневской трагедии она и не закончилась - потому что была авария на ЧАЭС в 1986 г.

Да и вообще ничего еще не кончилось! Разве не «нависает» над нашим городом Киевское море, удерживаемое такими же земляными дамбами, как и та, которую прорвали талые воды весной 1961 г.? Вода оттуда может поступить только в следующее водохранилище - Каневское. Не выдержат его дамбы - в следующее. И так до самого Черного моря. Кроме Киева, под удар гидроволны могут попасть другие крупные города - Днепропетровск, Запорожье с его  мощнейшей АЭС.

Разумеется, это лишь кошмарная фантазия: ведь поныне сооружения Днепровского каскада невредимы. Было дело, состояние плотины ДнепроГЭС ухудшилось, но ее отремонтировали.

Хотя неизвестно, что будет дальше. Насколько быстро износятся сооружения в дальнейшем, грозит ли им разрушение и по какой причине. И главное, нельзя достоверно смоделировать ситуацию прорыва дамб и плотин: Днепровский гидрокаскад уникален, аналогов в мире не имеет. Спустить водохранилища никак нельзя: Украина потеряет позарез необходимые нашей энергетике пиковые мощности, нарушится система мелиорации и т.д. А на укрепление (бетонирование) дамб нет денег.

Остается надеяться на русский «авось»: стояли сооружения до сих пор, постоят и дальше. Обойдется как-нибудь.

Тимур Литовченко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых